Мама учит держать ложку, педагог — ручку » новости Екатеринбурга и УрФО

Мама учит держать ложку, педагог — ручку

20-01-2017, 16:09
Мама учит держать ложку, педагог — ручку
Фото:

День Почерка, или День ручного письма, отмечается 23 января. Учредили его в 1977 году по инициативе Ассоциации производителей пишущих принадлежностей. Ещё далеко было до всеобъемлющей компьютеризации общества, сотовый телефон был в младенчестве, но карандаш и ручку всё более вытеснял шрифт печатной машинки. Писать — это так утомительно…

Но почерк — это не только изображение графических символов на бумаге. Это элемент национального самосознания, если хотите — самоопределения. Подобное нужно формировать с детства. Такую мысль в рассказе о том, как она учит первоклашек правильно и красиво писать, высказала заместитель директора екатеринбургской гимназии № 47, педагог с более чем 26-летним стажем Ольга БОЛЯЧКИНА.

— Ольга Фёдоровна, как вы относитесь к попыткам переучить левшей писать правой рукой?

— Этого делать не нужно. Люди пишут, как дышат, и не задумываются, какое полушарие мозга отвечает за те или иные их движения. Зачем пытаться переставить местами мозговые полушария? Да и не важно, пишет ребёнок левой или правой рукой, главное, чтобы навык письма был выработан и закреплён. Особенности выработки почерка у первоклашек зависят от множества факторов: темперамент ребёнка, состояние отношений в семье, здоровье, наконец — желание учиться. Будем откровенны — далеко не все дети приходят в первый класс с этим желанием. Заметно снизилось число абсолютно здоровых детей. Им стало сложнее удерживать внимание. Учитывая, что развитием каллиграфических навыков на уроке можно реально заниматься около 10 минут, а потом внимание ребёнка к объекту или упражнению пропадает, да и домашние задания для первоклассников отменены, обучить их искусству красиво выводить буквы сложно. Поэтому внимание больше уделяется осознанности и графическим навыкам.

— Говорят, что почерк у детей лучше формируется, если они пишут перьевой ручкой, а не шариковой?

— Утверждать не берусь. Даже сама не писала перьевой ручкой. Но помню, с каким интересом дети писали настоящими гусиными перьями, когда к нам в гости приходили работники Музея истории Екатеринбурга. Ребята даже удивлялись, насколько округлыми, эстетически красивыми получаются у них буквы. Родители говорят, мол, зачем вообще учить красиво писать, если сейчас всё печатается на клавиатуре? Очень трудно им объяснить, что почерк нужен школьнику не меньше, чем планшетный компьютер, что не зря существует поговорка: написанное пером не вырубишь топором, что почерк — это часть мыслительного и творческого процесса у человека. Почерк формируется у школьника примерно до 7-го класса, а дальше жизнь лишь корректирует его. Исправить почерк можно, но труд потребуется приложить большой.

— Родители часто начинают учить детей писать ещё до поступления в первый класс. Как вы к этому относитесь?

— Очень хорошо, если родители находят время, чтобы подготовить ребёнка к школе. Многие дети уже пишут печатными буквами. Однако письмо — один из самых трудных видов учебной деятельности. И это не только «палочки» и «крючочки», но и аналитический процесс осознанной деятельности и правильная координация движений. Этому должны учить специалисты. Очень часто наблюдаешь, как «зажимается» ребёнок в процессе обучения письму. Физически он так напряжён, что приходится подходить и поглаживать его по плечам, по голове, говорить, какой он молодец, мягко поправлять осанку, учить его мелкой моторике всех мышц руки. Мама должна научить ребёнка держать ложку, а как правильно держать ручку — его должен научить педагог. Обучение письму начинается с подготовки руки. Это различные виды штриховки, обведение по контуру, письмо по точкам, узоры из элементов букв. Далее начинается этап овладения написанием букв, то есть фактически сконструировать, собрать букву из элементов, а затем запомнить «откуда начать, куда вести, где закончить». И лишь следующим этапом идёт тренировка и упражнения.

— Что можно посоветовать родителям, чтобы ребёнок быстрее научился красиво писать?

— Обеспечить ему рабочее место, соответствующее росту. Развивать мелкую моторику и мышечную координацию рук и пальцев. Самое лучшее для этого — графические задания: раскрашивание, штриховка, копирование. Я советую родителям приобрести книжки-раскраски и цветные гелевые ручки. Научите будущего первоклассника обводить линии по контуру, выполнять разные виды штриховок, тренируйте пространственное восприятие. Можно заниматься с ребёнком вышиванием, вязанием, вырезанием ножницами нарисованных на листе бумаги окружностей. Всё это развивает мелкую моторику пальцев и кистей рук, вырабатывает точность движений и усидчивость, которая поможет первокласснику с меньшим трудом овладеть навыком письма.

Из досье

Ольга Фёдоровна Болячкина родилась в Оренбургской области. В 1987 году закончила Оренбургское педагогическое училище, в 1994 году — УрГПУ Екатеринбурга. В гимназии № 47 работает с 1994 года. Награждена званием «Почётный работник общего образования РФ» (2015), Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ (2011). Победитель конкурса лучших учителей РФ (2006), призёр конкурса на соискание Премии губернатора Свердловской области (2010).

erid: erid: