Спасите, горю! На работе… » новости Екатеринбурга и УрФО

Спасите, горю! На работе…

8-02-2017, 11:41
Спасите, горю! На работе…
Фото:

«Усталость, профвыгорание или пора увольняться?» — этим вопросом задалась на одном из популярных форумов екатеринбурженка, пожелавшая остаться неизвестной.

«Мне 45, я учитель и в профессии уже больше половины своей жизни, причём работаю в одном учреждении с самого начала, — делится своей историей форумчанка. — Говорят, что учитель хороший, из тех, «на которых идут». Работе всегда отдавала всю себя — это моё, я люблю свою профессию. Стрессоустойчивость за годы выработалась феноменальная, но... Но в последние два месяца со мной происходит что-то неладное. Я буквально выпинываю себя на работу, ничего не испытываю, кроме раздражения.

Психолог Мария ЛИБЕРМАН. Фото: предоставлено собеседницей.

Мне кажется, что школа отнимает, нет — крадёт мою жизнь. По вечерам у меня поднимается давление, сильно болит голова. Вот что это?!»

Скорее всего, эмоциональное выгорание, считает наш постоянный эксперт, психолог, гештальт-терапевт, психодраматерапевт Мария ЛИБЕРМАН. Это явление, характеризующееся состоянием истощения, отсутствием сил — физических и эмоциональных, и самое печальное — переживанием утраты радости как от отдельных событий, так и от жизни в целом, — беда нашего времени.

Группы риска

Достаточно часто выгорание связано с профессиональной деятельностью — прежде всего ему подвержены представители «помогающих» профессий: врачи, педагоги, социальные работники и т.д. К слову, американский психиатр и психолог Герберт ФРЕЙДЕНБЕРГЕР, впервые употребивший в начале 1970-х этот термин, применил его именно к этим людям. Он писал, что профессиональное выгорание — не что иное, как истощение энергии у работников социальной сферы, которое наступает вследствие того, что они за время работы накапливают проблемы своих пациентов, учеников или клиентов. В результате у них появляется циничная установка «Зачем беспокоиться, это не имеет никакого значения».

Шло время, и термин «выгорание» стал рассматриваться в более широком смысле как «эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки». Группу риска пополнили чиновники, силовики, командировочные, менеджеры по персоналу и представители сферы товаров и услуг, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами. Впрочем, симптомы выгорания могут обнаружить у себя и люди других профессий: от этого, увы, не застрахован никто.

Не надорвитесь в попытке расслабиться

— Выгорание бывает разным по степени длительности и тяжести, — констатирует психолог. — Лёгкое случается после периода краткосрочной мобилизации, когда потребовались все силы и ресурсы организма для совершения большого рывка, осуществления глобального проекта или преодоления аврального периода на работе. Его симптомы — раздражительность, отсутствие внятных желаний («что-то ничего не хочется»), снижение мотивации, расстройства сна, физический дискомфорт, телесная и эмоциональная усталость, а также неспособность какое-то время собраться для очередного прыжка.

Лёгкое выгорание может случиться и у молодой мамы в первые, самые сложные месяцы жизни ребёнка.

— Это обычная физиологическая и психическая реакция на ситуативное перенапряжение. И «лекарство» здесь очень простое: отдых! — отмечает Мария. — Но не активный, связанный с новым напряжением, а расслабляющий, предусматривающий выделение времени на себя, регулирование режима сна, вкусную еду, прогулки и «спокойные» развлечения (походы в кино, например). Постепенно можно подключить занятия спортом. Главное правило здесь: не надорваться в попытке расслабиться.

А вот релаксация с помощью спиртного очень и очень нежелательна, поскольку алкоголь, вопреки обычному заблуждению, не облегчает, а усиливает любое эмоциональное состояние, предостерегает эксперт.

Тяжёлый случай

Однако бывает, что напряжение не покидает нас слишком долго. Предполагалась эстафета, а происходит марафон, — по меткому замечанию Марии Либерман.

— Увы, человеческий организм не способен функционировать на максимуме ресурсов бесконечно долго, но мы пытаемся… Пытаемся продолжать жить в авральном режиме не до какого-то рубежа, а постоянно, изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц… Требуем от себя (или этого требуют от нас другие) не снижать эффективности и не уменьшать своего вклада, — живописует психолог. — Напряжение становится хроническим. И даже если изначально силы были нужны на нечто важное для нас, жизнь в подобном режиме приводит к тому, что это «нечто» постепенно начинает утрачивать ценность. Исчезает удовлетворение от результатов затраченных усилий, а усталость достигает таких масштабов, что выходных уже не хватает.

Среди тяжёлых симптомов хронического выгорания можно отметить ухудшение отношения к людям (циничное, отвергающее, раздражённое), автоматизм в работе, снижение производительности и эффективности труда, отказ от любых дополнительных задач сверх необходимого минимума (порой неосознанно, в форме саботажа), повторяющееся желание всё бросить и, вслед за этим, ощущение собственного бессилия. Все эти симптомы — защитная реакция организма на невыносимую для него ситуацию постоянного перенапряжения.

Зачем мы это делаем

Что же заставляет человека так перенапрягаться?

— Первая причина — некие сверхожидания от себя, вторая — навязанные обществом нормы и требования успешности, например, предъявляемые к «настоящему мужчине» или «хорошей матери». Есть ещё и третья причина — объективная необходимость много работать ради выживания, ненормированный рабочий день как требование работодателя, жизнь матери-одиночки без чьей-либо помощи и т.д., — перечисляет эксперт.

С третьим фактором часто (но не всегда!) мы ничего не можем поделать. Но нередко он связан с первыми двумя, когда ещё возможно себе помочь. Своими силами или при участии специалиста.

Для начала Мария Либерман рекомендует ответить на несколько важных вопросов. Ответить максимально честно:

1. Для чего я делаю то, что делаю, с такой отдачей, близкой к самопожертвованию? Какой в этом смысл? Это действительно ценно для меня? Или для кого-то другого?

2. Люблю ли я делать то, что делаю? Приносит ли это радость и удовлетворение или только деньги?

3. Трачу ли я деньги, заработанные такой ценой, на осуществление собственных желаний?

4. Какова моя цель и приближаюсь ли я к её достижению? И смогу ли остановиться или хотя бы замедлиться, когда достигну её?

5. И, наконец, самый страшный и самый важный вопрос: я действительно хочу ради этого жить? Согласен ли я подтвердить на исходе жизни, что это был мой выбор и я доволен тем, как прошла моя жизнь? Или, по-честному, я просто наивно надеюсь, что моя настоящая жизнь начнётся когда-нибудь потом?

— Ответы могут вас обескуражить. Но только они способны остановить раскрученный маховик эмоционального выгорания и позволить вам сделать выбор. Выбор, возможно, сложный, но, безусловно, нужный. Ведь жизнь в таком состоянии чревата самой настоящей депрессией со всеми вытекающими, — подытоживает Мария.

На заметку

Рецепты профилактики выгорания от семейного психолога Юлии БУЙЛОВОЙ.

На физиологическом уровне

-     Регулярный отдых, баланс работа-досуг.

-      Регулярные физические упражнения (минимум 30 минут в день). Причём важно подобрать для себя такой вид двигательной активности, который приносит удовольствие.

-      Регулярные медицинские осмотры.

-      Массаж.

-      Запланированный отдых.

На психологическом уровне

-     Расслабление с помощью дыхательных техник, визуализации или музыки.

-      Забота о себе, удовлетворение собственных потребностей.

-      Наличие хобби, которое помогает на какое-то время «забыть» о работе.

-      Борьба с негативными убеждениями, стремление находить смысл во всём.

На духовном уровне

-     Надежда — активное ожидание и готовность встретиться с тем, что для вас важно.

-     Рациональная вера — убеждённость в том, что существует огромное количество возможностей, нужно лишь вовремя их обнаружить.

-      Душевная сила — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру.

erid: erid: