«Аптечная рулетка», опасная игра… » новости Екатеринбурга и УрФО

«Аптечная рулетка», опасная игра…

2-02-2012, 08:00
«Аптечная рулетка», опасная игра…
Фото:

Как известно, полностью здоровый человек редко задумывается о том, где у него расположено сердце, где почки, а где поджелудочная железа. Однако стоит нам захворать – и мы тут же становимся завзятыми специалистами в области анатомии, медицины и фармакологии. Да еще и родственникам начинаем советы давать направо и налево: при какой хвори принимать терпингидрат с содой, при какой – мазаться ламезилом, при какой – поглощать в промышленных масштабах мумие, биологические добавки или экстракт из лягушачьих лапок, настоянных на крови единорога. Только вот беда: далеко не все эти препараты можно приобрести без рецепта. Или не беда, а – наоборот, счастье?

Прощанье с пенталгином отложим до весны

Разумеется, в здравом уме и твердой памяти ни один посетитель аптеки не попросит «яду – легкого, как поцелуй сестры». Но нельзя забывать, что любое лекарство – это палка о двух концах: в умеренных дозах исцеляет, в излишних может и погубить. В медицинской практике известны случаи острого отравления препаратами, которые в терапевтических дозах вполне безобидны, например: болеутоляющими, противолихорадочными, снотворными, и даже… обычными каплями против насморка. Конкретные наименования перечислять здесь нет смысла: во-первых, незачем вводить в искушение потенциальных суицидентов, а во-вторых, список может оказаться очень и очень длинным. Не случайно на Западе 80 процентов лекарственных препаратов в аптеках отпускаются строго по рецепту врача. Да и в России последнее время правительство принимает беспрецедентно жесткие меры по ограничению свободного отпуска лекарств: так, в октябре прошлого года Минсоцразвития РФ издало распоряжение, согласно которому уже в 2012 году кодеинсодержащие препараты можно будет приобрести только по рецепту. Причина – избыточный интерес граждан, страдающих наркотической зависимостью, к лекарствам этого типа. Правда, до 1 мая следующего года режим отпуска пенталгина, нурофена, коделака и седалгина будет более-менее либеральный: без рецепта – но всего по одной упаковке в руки. К тому же у большинства таких медикаментов есть масса безопасных и эффективных аналогов. И пока мы молоды, проблема поиска лекарств стоит перед нами не настолько остро. А вот как быть людям преклонного возраста, нормальное самочувствие которых напрямую зависит от той или иной таблетки, а отсутствие оной в аптечке может привести к острому приступу и даже летальному исходу?

Страсти по клофелину

Вопрос на самом деле не риторический и не праздный. В нашу редакцию пришло письмо от жительницы Екатеринбурга, инвалида Великой Отечественной войны Деборы Николаевны Победоносцевой. Многие годы она страдает повышенным артериальным давлением, которое привыкла уже снимать таблетками клофелина – сильнейшего антигипертензивного средства. Но врач в поликлинике по закону имеет право выписывать рецепт только на 50 таблеток, которые пациент должен растягивать на месяц. Выписывать большее количество – строго запрещено. Оно и понятно: клофелин применяется при резких скачках давления, чреватых инсультом. К тому же организм очень быстро к этому препарату привыкает, а синдром отмены даже у молодых людей может проходить весьма и весьма болезненно. Что уж говорить о пенсионерах, у которых систолическое давление за сутки может легко подняться с «рабочих» 120 до предынсультных 200? И как при таком раскладе поступить человеку, зависимому от сильнодействующего снадобья? Просить друзей и знакомых, выражаясь советской терминологией, «достать» препарат полулегальным путем? Они-то достанут, не вопрос. Жалко же бабушку. Другое дело, что «добрая услуга» в данном случае будет вполне себе медвежьей: ведь любая передозировка, не согласованная с лечащим врачом, может оказаться для больного смертельной. По словам специалиста Управления здравоохранения Екатеринбурга Екатерины САМОЙЛОВОЙ, тот же клофелин имеет, ко всему прочему, целый букет побочных эффектов: сухость во рту, затруднения в работе кишечника, сонливость. А превышение дозы может привести к сосудистому коллапсу и потере сознания. Такая вот «аптечная рулетка» – игра не менее опасная, чем та, которой любили баловаться в позапрошлом веке пьяные гусары. Однако не стоит отчаиваться – считает известный в городе фармацевт, заведующая муниципальной аптекой № 7 Татьяна ЧЕЧУЛИНА: в аптечной сети Екатеринбурга имеется много других антигипертензивных препаратов, не только эффективно снижающих артериальное давление при кризах, но и поддерживающих его на более-менее стабильном уровне. И здесь все зависит от квалификации лечащего врача, а говоря по-простому, – от того, отслеживает врач новинки фармацевтики или работает по шаблонам тридцатилетней давности.

Слово эксперту

 

На вопросы корреспондента «Семьи в большом городе» отвечает заведующая муниципальной аптекой № 7 Татьяна ЧЕЧУЛИНА

В Америке все по рецепту, но там – система ДМС

— В последнее время список препаратов, которые запрещены к безрецептурной продаже, сильно увеличился, в том числе за счет обезболивающих, которые содержат в своем составе кодеин. За какими еще лекарствами бессмысленно идти без врачебного рецепта? Насколько, на ваш взгляд, оправданы эти ограничения – и не получится ли так, что с каждым годом список «строго-рецептурных» лекарств будет пополняться все новыми и новыми наименованиями?

– С вероятностью сто процентов ни одна аптека не отпустит без рецепта антибиотики, сильные транквилизаторы, а также гипотензивные и сердечно-сосудистые препараты. Сегодня мы имеем в свободной продаже только те лекарства, на упаковке которых написано: «Отпускается без рецепта». Кстати, те медикаменты, которые рекламируются по телевидению, тоже безрецептурные – иначе никто не разрешил бы такую рекламу. Что же касается кодеинсодержащих лекарств, то их строго рецептурный отпуск начнется только со второго полугодия 2012 года.

Вообще мне не понятна вся эта шумиха вокруг ограничения свободной продажи медикаментов. Тот же пенталгин уже давно выпускается без кодеина – и к нему рецепт не нужен. Имеется и много других безрецептурных анальгетиков. А если у пациента сильный многодневный кашель – ему так и так придется идти к врачу на обследование, а заодно и рецепт попросить. Другое дело, что в новых положениях есть, мягко говоря, неоднозначные пункты: к примеру, предполагается открыть на аптечных площадях фельдшерские пункты – чтобы пациент обследовался и получил рецепт прямо в аптеке. На мой взгляд, это неправильно хотя бы потому, что аптека сегодня не имеет права оказывать медицинские услуги – для этого нужно получить отдельную лицензию. Что же касается введения новых ограничений – я не думаю, что это возможно. Да, в Америке и в Европе 8 из 10 препаратов – рецептурные. Но там широко развита система добровольного медицинского страхования (ДМС), при которой гражданин, оплатив страховку, получает любой препарат фактически бесплатно – стоимость лекарства аптеке возмещает страховая компания. У нас же бесплатные услуги положены только инвалидам и еще двум-трем социально незащищенным категориям, имеющим право на льготные и бесплатные рецепты. И хотя государство по закону должно возмещать аптекам их убытки от реализации «льготных» препаратов, на деле этого нет. Только в прошлом году мы потеряли по федеральной и областной программам льготного и бесплатного отпуска медикаментов полтора миллиона рублей! Компенсация же этих убытков идет медленно: федерация только за май-июнь прошлого года осталась должна нам 530 тысяч. И пока сохраняется такое положение вещей, список «строго-рецептурных» препаратов сильно увеличиваться не будет.

Спасение – в доступности медпомощи

— Но чтобы получить рецепт, нужно в любом случае идти в поликлинику. А мы знаем, какое это утомительное «удовольствие» – два часа, а то и больше, в очереди. Молодым людям, чтобы выкроить эти два часа, нужно как минимум с работы отпрашиваться, а для стариков с их слабым здоровьем каждый поход в поликлинику превращается в сущую пытку. Но, предположим, пенсионер получил заветный рецепт. Идет он с ним в аптеку – а ему там говорят: указанного в рецепте лекарства у нас нет. Имеет ли право фармацевт предложить вместо отсутствующего препарата адекватную замену?

— Да, синоним препарата аптечный работник вполне может предложить – но при наличии рецепта. Если рецепта нет, мы можем посоветовать в качестве замены только аналог. В чем отличие? Лекарства-синонимы имеют один и тот же список действующих веществ, но разные торговые наименования, поскольку производятся различными фирмами. Аналоги – это те лекарства, которые содержат разные активные вещества, отличаются друг от друга названием, но используются для лечения одних и тех же недугов. В то же время аналогичные лекарства могут отличаться силой терапевтического эффекта либо иметь различия в противопоказаниях и побочных эффектах. А вообще, в идеале, эту проблему можно кардинально решить только одним путем: сделать медицинскую помощь максимально доступной. Чтобы любой пациент в любое время суток мог, не тратя лишнего времени на очередь, прийти к своему доктору, обследоваться и получить рецепт.

erid: erid: