Автолавка появилась в Музее автомобильной техники » новости Екатеринбурга и УрФО

Автолавка появилась в Музее автомобильной техники

7-07-2017, 12:09
Автолавка появилась в Музее автомобильной техники
Фото:

В Музее автомобильной техники УГМК очередное пополнение — здесь появился советский магазин на колёсах. 

ГАЗ-51 стал самым массовым советским грузовиком за всю историю. С 1946 по 1975 годы было выпущено 3 481 033 этих машин, ставших главным «мотором» народного хозяйства СССР. На базе столь массового грузовика выпускались самые различные специальные версии. С 1949 году на Горьковском заводе автобусов начали выпускать автобус малого класса ГЗА-651. С 1952 производство подобных машин под маркой ПАЗ-651 перекочевало на Павловский автобусный завод, а с 1958-го на Курганском автобусном заводе начал производиться КАвЗ-651. Именно на базе этих автобусов и на этих же заводах выпускалась модификация автолавки с индексом «659»: с 1954 по 1961 годы — на ПАЗе, и с 1961 по 1968 годы — на КАвЗе.

Для огромной территории Советского Союза автолавки были весьма актуальным типом транспорта. Они применялись для снабжения продовольственными и промышленными товарами жителей сельской местности, где нет стационарных магазинов. Небольшие передвижные магазины стали главными торговыми точками в районах освоения целинных земель Казахстана, Алтая и Поволжья.

Любая автолавка должна была отвечать нескольким требованиям: быть достаточно вместительной, иметь с одной стороны «витрину» для продажи, быть достаточно надёжной и выносливой, чтобы довезти свой товар в глухие районы по плохим просёлочным дорогам, легко обслуживаться, и, при необходимости, ремонтироваться в полевых условиях.

Всем этим требованиям отвечали автолавки на шасси ГАЗ-51. Их выпуск начался на Павловском автобусном заводе в середине 1950-х годов, и до 1961 года на предприятии было выпущено 5200 экземпляров ПАЗ-659.

По ходу выпуска автолавок конструкцию дорабатывали, экспериментировали с размером и количеством витрин под товары, в 1957 году кардинально пересмотрели конструкцию: вслед за базовым автобусом ПАЗ-651 кузов автолавки стал цельнометаллическим (до этого его каркас был деревянным). Изменилось и шасси: стандартное шасси ГАЗ-51И не всегда справлялось с сельскими плохими дорогами, в итоге было разработано полноприводное шасси ГАЗ-63Е.

Отметим, что ПАЗ-659 — не первая специальная версия ГАЗ-51 в коллекции Музея автомобильной техники. Ранее посетители уже могли видеть ГАЗ-51 АМ-3 — автомобиль милиции для перевозки личного состава. Теперь к нему добавился труженик сельских проселков, исправно снабжавший людей всем самым необходимым 60 лет назад.

erid: erid: