Романтик камня знает все секреты » новости Екатеринбурга и УрФО

Романтик камня знает все секреты

28-08-2012, 08:00
Романтик камня знает все секреты
Фото:

— Если бы камнерезам давали ордена «За верность профессии», Анатолий ЖУКОВ был бы одним из первых, кого представили к награде, — так искусствовед Татьяна ПАРНЮК отзывается о мастере, выставка работ которого открылась недавно в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства Урала на ул. Ленина, 37. — Анатолий Иванович владеет всеми техниками обработки камня, он — мастер-универсал, подобных ему можно по пальцам пересчитать. Ему ведомы все секреты камнерезного дела, подвластны все жанры и направления. Все его работы заслуживают самого внимательного рассмотрения. Любая из них — пример высочайшего профессионализма и тонкого художественного вкуса. За каждой из них стоит огромный кропотливый труд.

Выставка работ Анатолия Жукова носит название «Романтик камня». Она юбилейная, мастер посвятил её 30-летию начала своей творческой деятельности. По объёму экспозиция невелика — всего 30 произведений, по одному за каждый плодотворный год. Но они представляют все грани творчества знаменитого камнереза и реставратора.

Анатолий ЖУКОВ родился в 1956 году в Каменске-Уральском, в 1982-м окончил Свердловский архитектурный институт по специальности «Промышленное искусство». На его счету несколько сотен работ по камню и участие в бесчисленных городских, областных, всероссийских и международных выставках. Произведения Жукова находятся в музеях многих российских городов и в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом. За вклад в развитие камнерезного искусства России в 2008 году художник был награждён орденом имени Денисова-Уральского, а в 2010-м — орденом Мемориального фонда Карла ФАБЕРЖЕ.

Жуков — продолжатель классической уральской камнерезной традиции. Из-под его рук выходили вазы и шкатулки, печати, камеи и инталии, произведения в жанре малой резной пластики и другие дивные вещи, позволяющие камню максимально проявить свою красоту.

Одно из любимых направлений Анатолия Жукова — анималистика. В застеклённых витринах Музея истории камнерезного и ювелирного искусства Урала расположился целый зоопарк. Обнажает клыки охотящийся лев, томно шествует по своим делам красавица-кошка, маленький коала упорно карабкается на ствол эвкалипта, умными глазами глядят многочисленные собаки… Как удаётся мастеру, взяв кусок камня, сразу разглядеть, какое существо в нём притаилось, кого резец выпустит на свет?

— Иногда камень сам подсказывает, что из него можно сделать, — говорит мастер. — Вот «Рыба-камень» — мне попался кусок яшмы, в котором уже угадывались очертания рыбы, и надо было отсечь минимум, чтобы окончательно придать ему необходимую форму. А иногда в отходы уходит больше половины камня. Обходишь трещины, убираешь хрупкие фрагменты, которые могут разрушиться при обработке, а потом уже смотришь, что впишется в оставшийся кусок камня. Я люблю цельные формы, где нет лишних выступающих деталей. В этом я смотрю на произведения и как реставратор — многие камнерезы любят делать всякие тонкие веточки с листочками, очень изящные, но недолговечные, склонные часто ломаться. А я хочу, чтобы мои работы оставались целыми и жили долго.

Одна из визитных карточек Анатолия Ивановича — произведения в жанре объёмной мозаики. Ей отдавали дань многие камнерезы, но подлинного успеха добивались далеко не все. Ведь здесь очень важно не только техническое совершенство, но и обширные познания в минералогии. Каждый фрагмент такой работы необходимо не только точно подогнать к остальным деталям, но и подобрать для него камень, наиболее верно передающий цвет и рисунок. Жуков создал серию «Русская киноклассика», воплотив в камне образы Юрия НИКУЛИНА, Георгия ВИЦИНА, Евгения МОРГУНОВА, красноармейца Сухова из «Белого солнца пустыни», а сейчас работает над фигурой таможенника Верещагина из этого же фильма. На выставке объёмная мозаика представлена скульптурой Джонни Дилинджера — знаменитого гангстера, грабившего банки в Америке в эпоху Великой депрессии.

— Прежде чем приняться за эту работу, я прочёл книгу о Дилинджере, посмотрел фильм, — делится Жуков. — Этот образ привлёк меня тем, что Дилинджер был не просто бандитом с большой дороги, а своего рода Робин Гудом, который помогал бедным. Судьба у него была захватывающая.

В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства Урала хранится несколько десятков работ Жукова. Сейчас в их полку прибыло: в день открытия выставки Анатолий Иванович преподнёс в дар музею ещё два своих произведения.

erid: erid: