Вместо фонендоскопа — колба с реактивом » новости Екатеринбурга и УрФО

Вместо фонендоскопа — колба с реактивом

29-08-2012, 08:00
Вместо фонендоскопа — колба с реактивом
Фото:

Так часто бывало у детей военного лихолетья: два дня рождения. Вот и у Фаины Николаевны ДЕРЯГИНОЙ из села Горный Щит ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА по метрике этот день 27 июля 1941 года, а на самом деле она родилась 1 марта. На родине, в башкирской деревне Кисяк-каен, свидетельство о рождении ребёнку оформили только в 1945-м, после возвращения отца, прошедшего всю Великую Отечественную войну.

Фаина Николаевна с большой любовью и уважением рассказывает о своих татарских корнях, о родителях, братьях и сёстрах (а было в семье шестеро детей). И хозяйство было большое, ухаживали за конём, коровой, гусями, утками… Только в деревне рядом с родителями захотели остаться не все дети, одна из сестёр уехала сюда, в Свердловск, на строительство Уралмаша, ещё двое закончили Казанский медицинский институт и отправились вслед за самой смелой родственницей. Собиралась было пойти по их стопам и Фаина, но выбор круто изменился, и она понесла свои документы в Казанский педагогический. Теперь за плечами учителя химии и биологии Фаины Дерягиной — 42 года педагогического стажа и… 60 выпусков (классным руководителем она была порой одновременно сразу в двух классах).

В самом начале встречи бывший учитель химии и биологии школы № 142, что находится в селе Горный Щит Чкаловского района, Фаина Николаевна Дерягина меня огорошила: «У меня очень жёсткий характер, я взрывная и эмоциональная, привыкла всех таранить». Ну, думаю, попала, задам какой-нибудь неудобный вопрос — и мне влетит. Но после 15 минут разговора поняла: за внешней жёсткостью кроется большое любвеобильное сердце. Она помнит практически всех своих учеников по имени, очень уважительно относится к коллегам-преподавателям и многократно повторяет слово «творческие». Иначе, она считает, в педагогике делать нечего.

— Я ведь хотела стать медиком, — вспоминает Фаина Николаевна.

Осознание, что эта стезя не для неё, пришло вовремя.

— И я нисколько не жалею, что стала преподавателем, — говорит сегодня Дерягина. — Химия меня с ума свела, так я полюбила свой предмет.

В уже далёком 1964-м молодая выпускница пединститута решила поехать на работу в деревню, тем более всего в двух часах езды от малой родины. Несколько лет учила детей в удмуртской деревне и вспоминает об этом с большой радостью.

— Мы там жили, как одна большая семья, — говорит Фаина Николаевна, — все друг друга знали, кроме того, удмурты — очень гостеприимный и радушный народ. Бывало, прибежим впопыхах к началу урока, а на столе свежие пирожки. Так приятно было. Но самое главное — там мы, молодые, приобрели огромный опыт общения с ребятами и их родителями.

Правда, в 1968 году, когда перебралась по настоянию старшей сестры в Свердловск, было страшновато. Пригласили на собеседование в гимназию № 9:

— Да я бы справилась, но, честно, испугалась статуса гимназии, именитых, с большим списком званий, педагогов. Попросилась на освободившееся место в Горный Щит. И теперь с полной уверенностью могу сказать: мне повезло с коллективом, мне повезло с ребятишками!

А ребятишки на самом деле её побаивались и старались с ней не конфликтовать. Фаина Николаевна не только требовала знаний (химия — предмет не из лёгких). Она на дух не выносила безграмотность. Даже оценки часто ставила через дробь — например, 5/2, что означало 5 по химии, 2 — за орфографию-пунктуацию в тексте. Побаивались её и за пределами кабинета: нашалил в столовой — бери в руки швабру и отрабатывай. В её кабинете на этот случай всегда имелось три «лентяйки». Так что ученики старались лишний раз не попадаться «химозе» на глаза.

— Но я всегда извинялась перед ребятами, если была не права. Всё должно быть по справедливости, — говорит Фаина Николаевна.

А ещё она очень любила свой школьный кабинет.

— А как же?! — восклицает, — очень важно, в каких условиях находятся дети. Мой кабинет был моим первым домом. Я так старалась сделать его уютным, принесла много цветов. Но самое главное — выбила у директора местного совхоза деньги на спецкомплекты для занятий. И вот уже много лет у учеников на партах есть свои колбочки, пробирочки, реактивы.

Фаина Николаевна наотрез отказывала коллегам: мол, нечего проводить в моём кабинете другие уроки, реактивы всё-таки. Однажды даже молодому завучу указала на то, что без разрешения ключи взяла. Хмурит брови, вспоминая этот момент, а потом снова переключается на учеников: какие же они мои хорошие, мои любимые. Многие из них вернулись в 142-ю и теперь сами уже преподают. Многие, что называется, выбились в люди.

— У меня и нынешний глава администрации района Вячеслав МИШАРИН учился химии, хороший был ученик, трудолюбивый. Это качество помогает ему и сейчас на ответственном посту.

Дерягину за глаза называли «теневым» директором: всё старалась контролировать — переодели ли дети «сменку», кто плохо ведёт себя в столовой, выучил ли физику с математикой. Не только ребят, но и родителей всех лично знала, чем сейчас, к слову, может похвастать далеко не каждый молодой педагог. Учитель с огромным стажем, она всегда повторяла: «Нет такого часа и срока, который бы не настал». Что означало: ты обязательно справишься и добьёшься успеха, и нечего нюни распускать.

Фаина Николаевна показывает мне бережно хранимые сочинения выпускников, написанные к юбилею школы. Например, Ольга ХАТУНЦОВА написала так: «В одно и то же время Фаина Николаевна может улыбаться и оставаться строгой, хвалить и ругать, восхищаться и не одобрять. Хвалила и тут же провоцировала каверзными вопросами, учила высказывать своё мнение и твёрдо отстаивала свою позицию, даже советовала, с кем лучше брак заключать».

— С «арены» ушла вовремя, — убеждена Фаина Николаевна. — В 2010 году на линейке 1 сентября поняла, что хватит. И в этот же день написала заявление. Замена уже была, так что ушла с лёгким сердцем. У меня ведь есть чем заняться: сад, общественная работа по дому. Пора уже и детям больше внимания уделять, хоть и взрослые. Сын в Санкт-Петербурге живёт и работает, а старшая дочка, которая долгие годы ухаживала за ребятками с тяжёлым заболеванием — ДЦП, рядом со мной. Мужа уже, к сожалению, нет. Очень горжусь детьми и очень хочу внуков.

И только «под занавес» Фаина Николаевна достаёт свои награды: грамоты управления образования, благодарственные письма за подписью главы Екатеринбурга, юбилейную медаль к 100-летию Ленина, значок Победителя социалистического соревнования и знак Почётного работника общего образования РФ. Только самой главной наградой она считает признание учеников и родителей.

 

На фото: кабинет химии в школе Фаина ДЕРЯГИНА считала своим главным домом. Фото: из семейного архива.

erid: erid: