Демидовский зал к победам призвал » новости Екатеринбурга и УрФО

Демидовский зал к победам призвал

21-11-2012, 08:00
Демидовский зал к победам призвал
Фото:

Академиков ЖУРАВЛЁВА и БОЛЬШАКОВА связывает не только избранная с юности наука биология. Помимо прочего, и Юрий Николаевич, и Владимир Николаевич — лауреаты престижной Демидовской премии. Правда, наш земляк Владимир Большаков получил её чуть раньше Юрия Журавлёва. Как бы то ни было, оба откликнулись на предложение поучаствовать в научном форуме, посвящённом 80-летию академической науки на Урале, 25-летию Уральского отделения академии наук России и 20-летию Научного Демидовского фонда.

А ещё вместе со своими коллегами, товарищами и многочисленными студентами академики приняли участие в церемонии открытия Демидовского зала. Очень символичного в свете тройного количества круглых дат. И того события, что цвету российской науки отдана дань уважительного отношения и, конечно, признания. Признание потомков заслужил и человек, имя которого суждено носить залу, — Павел ДЕМИДОВ.

Павел Николаевич Демидов учёным не был. Был он не вполне заурядным человеком, благотворителем, коллекционером. Безусловно, романтиком, странно и удивительно влюбившимся в собственную жену Аврору ШЕРНВАЛЬ, «холодную красавицу», как называли её современники. Жизнь прожил не очень длинную, хоть и яркую. Даже в Бородинском сражении участвовал, пусть в запасном полку. Но в историю вошёл всё-таки как учредитель Демидовской премии для людей науки. И, соответственно, настоящий патриот, желающий «содействовать преуспеянию наук словесности и промышленности в своём Отечестве».

Впервые информация о премии прозвучала в 1831 году. Лауреатом её тогда стал Магнус Георг фон ПАУКЕР, получивший 10 000 рублей за работу по русской метрологии и, дополнительно, за издание труда. А потом ежегодно, до 1866-го — Павел Демидов уже покинул этот лучший из миров — назывались имена счастливчиков, удостоенных награды. Порой их было двое, трое, даже четверо. А всего цифра превысила тогда полсотни.

1831 — 1866-й… 35 лет… Немало. Хотелось бы больше, но… Любое начало имеет конец. И Демидовская премия, долгое время бывшая самой почётной из неправительственных наград, ушла в небытие. Наверное, думалось современникам, навсегда. А случилось иначе. И спустя более чем 100-летие, в 1992 году, в Екатеринбурге по инициативе Уральского отделения Российской Академии наук, при поддержке учёных и предпринимателей добрая традиция возобновилась. И первыми «демидовцами» стали академики — физик Сергей ВОНСОВСКИЙ и химик Николай КОЧЕТКОВ. С тех пор уже целых 20 лет мы слышим: «За выдающиеся успехи… за вклад в развитие… за развитие новых методов… за создание систем…» И с равным уважением аплодируем достаточно знакомым и вовсе неизвестным именам, потому что точно знаем — халтуры не будет.

Ну да, мы аплодируем всем героям, но уральцев, своих, наших (их, по словам председателя комитета Госдумы, в недавнем прошлом председателя УрО РАН Валерия ЧЕРЕШНЕВА — 19), если честно, выделяем на общем доблестном фоне. Смотрите — Николай СЕМИХАТОВ, Геннадий МЕСЯЦ, Вениамин АЛЕКСЕЕВ, Олег ЧУПАХИН… И это далеко-далеко не полный перечень заслуживших признание. А скольким ещё предстоит его заслужить? Сейчас в аудиториях Уральского федерального университета обучаются сотни юных математиков и физиков. Есть будущие словесники и инженеры. Корпят над учебниками историки, химики, биологи… Кто-то даже не подозревает, что пойдёт в науку. Другие уже точно просчитали свои дальнейшие шаги. Мы ещё услышим об этих ребятах. А пока им есть на кого равняться. В открывшемся вчера Демидовском зале (бывший актовый зал УрГУ) портреты тех, кого по праву можно назвать элитой российской науки, доступны отныне заинтересованному взгляду. Выбирай, с кого хочешь строить судьбу. И строй.

erid: erid: