«Им бы понедельники взять и отменить» » новости Екатеринбурга и УрФО

«Им бы понедельники взять и отменить»

24-01-2013, 08:00
«Им бы понедельники взять и отменить»
Фото:

Фраза из всем знакомой весёлой песенки как нельзя лучше иллюстрирует стиль мышления многих чиновников и простых граждан: с любой проблемой бороться простыми радикальными средствами. Много пьют — не торговать пивом в ларьках (мол, пьют же чисто потому, что спиртное постоянно попадается на глаза). Курят — запретить курение героев в фильмах (оказывается, курят-то чисто в подражание Шерлоку Холмсу или мультяшному Волку).

Очередную инициативу из этого ряда породил некий Союз потребителей РФ. Там вознамерились победить — ни много ни мало — проблему, которая досаждает практически каждому: высокие цены на потребительские товары. Прошлые госкампании за принудительное ограничение торговых наценок провалились. Нынче предложено бороться с проклятыми торговцами морально-психологическим методами — да ещё чтобы они бичевали себя сами. Обязать их писать на ценнике две цифры: свою цену — и цену товара до попадания в торговую сеть. Мол, пусть граждане видят эту кошмарную разницу и требуют к ответу завмага-мироеда.

Конечно, кто посметливей, сразу укажет выход: торговая сеть создаёт дочернюю оптовую структуру, у которой и покупает весь свой ассортимент. По таким ценам, что розничная наценка оказывается минимальной.

Ну хорошо, давайте перекроем эту лазейку и заставим торговлю указывать цену, по которой товар закупается у производителя. Отлично. Вот картофель, который вроде бы никак не меняется на пути от поля до прилавка. Пишите цену закупки у фермера. Разница получается огромная. Граждане возмущены. Они порвали пиджак на завмаге.

И что дальше? Магазин-то свободен назначать любую цену. Это его проблема — если задерёт так высоко, что никто покупать не станет, сам же и разорится. И граждане свободны выбирать, где им покупать. Хочешь — иди в супермаркет, хочешь — отправляйся к тому фермеру. Но вот вы уже прикидываете накладные расходы от такой поездки: взять отпуск за свой счёт (потеря в зарплате), деньги на проезд туда, деньги на проезд обратно… Вот незадача, картошка получается уже дороже, чем в супермаркете! И это не считая внеденежных факторов. Тут вы купили необходимое в уютном торговом зале, там вынуждены трястись в дороге, месить грязь…

Вот это и есть ответ на вопрос «что производит торговля». Торговля превращает продукт в товар. Физически товар от продукта может мало чем отличаться. С точки зрения потребителя разница космическая. Продукт вряд ли получится употребить: он лежит где-то за десятки и сотни километров, и надо ещё попотеть, чтобы найти продавца. А товар — вот он, в известном вам месте, на прилавке, в трёх шагах от работы или дома. При нынешнем уровне развития торговли вам вообще его могут доставить прямо на дом, если наценка за это для вас дешевле, чем потеря времени и настроения на поход в магазин.

Есть, конечно, ещё оптовые склады, которые не сильно дальше от вас, чем магазины, а вот разница цен между оптом и розницей ощутима. Но кто вам что продаст на складе? Для этого нужен продавец, охранник (чтобы посетители ничего не украли), кто-то руководящий ими, дополнительная бухгалтерия, контрольно-кассовые аппараты… Это всё расходы для оптовика, которые неизбежно заставят его торговать не по оптовой цене. Так что выигрыш для вас окажется минимален.

Как по-научному подметил господин Пётр ШЕЛИЩ, председатель Союза потребителей РФ, «невидимая рука» рынка, о которой говорил Адам СМИТ, не работает сама собой — потребителю надо показать, какие цены в разных местах. Пусть человек сам сравнивает и выбирает». Правильные слова. Один вопрос: а кто сейчас не даёт этого делать гражданину? Что, те же цены фермеров — государственная тайна? Или даже цена автомобиля, по которой завод отпускает его автосалонам. Все хотят продать побольше, все рады ответить на вопросы позвонивших. Но вот обязывать каждого торговца знакомить покупателей с ценовой ситуацией — это какая-то новация в практике рынка, которой сам Адам Смит был бы изрядно удивлён. Это ж, кстати, логично было бы указывать на ценнике ещё и цены в соседних магазинах.

Так что к чему лукавить, вся эта манера обсуждать, где какая наценка и почему всё стоит столько, сколько стоит — антирыночны по сути своей. Главное, это бессмысленное занятие. Потому что неизбежно выливается в бесконечные советы тех, кто ничего не понимает в вопросе и ни за что не отвечает. Самый лучший ответ всегда один: «Вот сам и попробуй». «Мне кажется, у вас завышенная торговая наценка, вам бы и 2% хватило». Отлично, откройте свой магазин и продемонстрируйте, что это реально. «Нет, ну смотрите, сколько у вас гендиректор получает. Дикие деньги. За что?» Тут уже целых три варианта. Можете опять же открыть своё предприятие и работать вообще без гендиректора. Или найти гендиректора, но на гораздо меньшую зарплату. И, наконец, вы сами можете предложить себя в гендиректора за меньшую зарплату…

Рынок-то по сути своей избавляет всех нас от этих бесконечных споров. «Задирать» цены, быть безалаберным в издержках очень опасно для продавца. Завтра найдётся кто-то, кто сможет и согласится «угадать мелодию с трёх нот» (помните такую телеигру?) — и вот все покупатели уже ушли к нему, жадный или неумелый бизнесмен терпит убытки или разоряется. Не такая уж и фантастическая ситуация, кстати.

Практика показывает, что никаких баснословных барышей у продовольственной торговли (а больше всего копий ломается вокруг неё) нет. Хотя бы уже потому, что конкурентная ситуация там весьма напряжённая: ради интереса попробуйте пересчитать все торговые сети, работающие в Екатеринбурге. Их уже около десятка. Приплюсуйте сюда еще и «сеточки» из нескольких магазинов, и мелкие ларьки… Какое-то время назад была уйма разговоров, что цены упадут, если создать условия для торговли фермеров. Создали. Выделены были и площадки на свежем воздухе, и павильоны Строительной выставки, и даже совсем новый рынок появился на Халтурина. Революции цен не случилось.

А в целом всем нам стоит помнить: то, что мы платим в магазине — это ведь чья-то зарплата. А наша зарплата — это то, что кто-то другой где-то точно так же платит в каком-то магазине… Независимо от нашей профессии. Если принять какой-нибудь жесточайший закон, ограничивающий цены, — неминуемо рухнут и зарплаты. Уровень жизни останется прежним.

Конечно, можно еще порассуждать, что из дохода предприятия зарплаты получают не только «люди труда», но и разные всякие другие, включая хозяев предприятия. Но это всё из той же оперы бесплатных и бесполезных советов. Что значит «не человек труда»? Раз его наняли, значит, он зачем-то нужен. И платят ему ровно такую зарплату, чтобы он не ушёл в другое место. Рынок труда — тоже рынок, те же законы! Почему именно «люди не труда» (т. е. профессий, которых в СССР не было и к которым массовое сознание еще не привыкло) зачастую получают весьма высокие зарплаты? Именно в силу дефицита соответствующих кадров. Чем возмущаться «почему они больше меня получают», идите овладевайте новой профессией…

Разумеется, не всё в экономике укладывается в эту схему. Потому что у нас нет чистого рынка. Взять те же монополии. Где-то они обусловлены объективной спецификой, где-то — государственным регулированием. Плата за электроэнергию или железнодорожные грузовые тарифы — вот значимая доля в себестоимости товаров и услуг. Вот на что стоило бы обратить внимание Союзу потребителей ради пользы всех граждан — вместо того чтобы предаваться административному ражу.

Екатеринбург — единственный город в России, в котором разработан стратегический проект, направленный на комплексное развитие предприятий потребительского рынка, укрепление имиджа города как центра современных технологий торговли. За время реализации проекта с 2004 года почти втрое возросла обеспеченность торговыми площадями — а это рост конкуренции, то есть самый эффективный механизм, который тащит вниз торговые наценки. Екатеринбург — самый привлекательный мегаполис России для отечественных и зарубежных торговых сетей, а на прилавках наших магазинов мы видим продукцию сотен и сотен отечественных и региональных товаропроизводителей. Конкуренция налицо — и «жадничать», наживаться на покупателях продавец будет лишь себе в убыток, а то смерть всему делу.

Как говорит заместитель главы администрации Екатеринбурга Александр ВЫСОКИНСКИЙ, когда речь идёт о количестве общепита, торговли, рассчитанных на несколько миллионов человек, — то это уже совсем другая конкуренция. Все слабые и жадные с рынка уйдут, останутся только сильные и честные. Которые и будут кормить горожан — вдоволь, разнообразно, по справедливой цене…

erid: erid: