Предприниматели без пенсии, лифты без хозяев » новости Екатеринбурга и УрФО

Предприниматели без пенсии, лифты без хозяев

21-03-2013, 08:00
Предприниматели без пенсии, лифты без хозяев
Фото:

По подтверждённым государственными ведомствами данным, к середине марта уже порядка 300 000 индивидуальных предпринимателей (ИП) отказались от своего бизнеса — если темпы закрытия таких предприятий сохранятся, к концу года в России может и вовсе не оказаться самостоятельно занятых трудовой деятельностью.

Дело в том, что с января с. г. фактически вдвое были повышены ставки страховых взносов. Раньше базой для начисления платежей служил один МРОТ — и ИП отчисляли в социальные фонды примерно 17 000 рублей в год. С нынешнего января и сам МРОТ вырос (с 4 611 руб. до 5 205 руб.), и изменился порядок расчётов страховых отчислений в Пенсионный фонд (ПФР) — и ставка отчислений во внебюджетные фонды выросла для ИП почти до 36 000 рублей в год. Замечу, что это — сумма, которую предприниматель платит за самого себя, а если у него есть сотрудники, то платить нужно и за них.

Во многих территориях месячная прибыль подобных предприятий была всего 5 000 — 10 000 рублей в месяц — в малых городах каждый третий рубль прибыли предпринимателя идёт на уплату страховых платежей, — и этого хватало лишь на прокорм семьи. А сейчас у значительной части предпринимателей сплошные убытки. Так что либо закрывайся, либо — испытанный вариант — уходи в теневой сектор экономики.

Но если разобраться по существу, хоть честно веди дело, платя налоги и взносы, хоть занимайся им подпольно, на нормальную пенсию ИП теперь точно не заработать. В свете готовящейся новой формулы расчёта пенсионных прав рассчитывать можно будет разве что на социальную пенсию — по минимальной «базовой» ставке — по первым прикидкам Министерства труда и социальной защиты (Минтруд), это 3 000 —5 000 рублей, и что это за пенсия?!

Если авторы пенсионной реформы и введённых ставок социальных взносов рассчитывали уменьшить дефицит Пенсионного фонда России (ПФР) таким образом — сокращением будущих пенсионных выплат, — они в этом более чем преуспели. Правда, от другой, главной из декларированных целей — повышения пенсионного обеспечения граждан страны, — они явно отдалились, и новая формула расчёта пенсий этот разрыв явно не ликвидирует. Да впрочем, массовый уход предпринимателей в тень не решает и первой проблемы: отчислений в ПФР попросту не будет. Добавьте сюда риск (он уже начал ощущаться) массовой безработицы — и вот мы вернулись в 1990-е…

Сейчас в Министерстве экономического развития (МЭР) вроде как опомнились и, по сообщениям, для малого бизнеса предлагают вдвое снизить страховые взносы — снова «привязать» их к одному МРОТ, и, таким образом, ИП снова смогут отчислять взносы во внебюджетные фонды почти в прежде существовавших суммах. Соответствующий законопроект на днях поступил на рассмотрение Госдумы, причём предлагается ввести норму в действие задним числом — с января 2013 года. Однако в Минтруде на проект МЭР есть возражения, суть которых в возможности выбора: если ИП рассчитывает в будущем получать нормальную пенсию, то он должен платить адекватные страховые взносы; если же о пенсии он не задумывается и ему важнее доход сейчас — его отчисления могут быть меньше.

Напомним, что среднестатистическая сумма годового платежа в систему обязательного пенсионного страхования от работодателей составляет 112 000 руб. в год; так называемые самозанятые граждане, к которым относятся и ИП, раньше платили всего 14 300 руб. в год. А пенсии у нас начисляются из «общего котла» — и получается, что пенсии ИП начислялись за счёт других россиян. Это, тут надо с Минтрудом согласиться, несправедливо — и потому с нынешнего года формирование пенсионных прав сделали для всех одинаковым. А Министерство финансов РФ даже сформулировало предложения ужесточить закон в части «уклонистов» от уплаты страховых взносов — вплоть до посадки тех в тюрьму. Дело в том, что взносы во внебюджетные фонды не считаются налогами, а потому уклонение от их уплаты «тянет» всего лишь на административный штраф; Минфин и предлагает приравнять страховые взносы к налогам.

В общем, какое ведомство ни возьми, каждое по отдельности право, и каждую по отдельности их правоту не оспоришь. Но возникает вопрос: что мешало представителям всех этих ведомств загодя собраться вместе и в какой-нибудь рабочей экспертной группе досконально просчитать, каков получится от их новаций результат — на выходе, после начала действия закона, одобренного как раз всеми заинтересованными сторонами?

Взяли бы отчётность какого-нибудь предпринимателя из Воронежской области и из Свердловской, с Таймыра и Анапы, из большого города и маленького посёлка — благо все эти отчётности в налоговых службах имеются — и пересчитали на итог при введении новых ставок. Можно было собрать и по тысяче отчётностей из каждого субъекта Федерации — не надломились бы — и с помощью компьютеров пересчитать на отдалённую перспективу: какой будет прибыль ИП, сколько государство получит налогов, каковы станут суммы отчислений в ПФР и на какую пенсию смогут рассчитывать ИП и нанятые ими работники. И только на основе всех этих расчётов принимать то или иное решение — либо понять, что система расчётов изначально некорректна и нужно искать иные решения. К слову, не грешно было бы обратиться и к опыту стран, где до 70% трудоспособного населения занято в сфере ИП и где бюджеты наполняются налогами от малых и средних предприятий и пенсии нормальные…

«Задним умом» крепки — это, пожалуй, самое мягкое из определений качества решений наших властных институтов. Можно ведь и так сказать: «Тяп да ляп — да и корабль», только вот корабль-то нашей экономики от этого всё никак паруса не развернёт.


После президентского разноса «экономически обоснованные» нормативы ЖКХ быстренько привели в норму. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Да и в социальных сферах картина не лучше — в смысле принятия уложений и их последствий. Вспомним хотя бы, как недавно глава государства удивлялся: «С ума сошли, что ли?..» — когда увидел жировки на оплату услуг ЖКХ. В некоторых регионах они скакнули в цене на 200% и более. Как известно, уже к вечеру дня президентского разноса и кадровые чистки произвели, и нормативы с тарифами привели в «разумную» норму — хотя ещё накануне твердили, что «экономически обоснованными» были как раз те самые отменённые тарифы и нормативы. Чему прикажете верить?


Как выясняется, уже более месяца в России никто (!) не отвечает за лифтовое хозяйство. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Таких «высококачественных» решений, от которых страдают люди, шатается экономика, не счесть в самых разных сферах. Да вот одно из последних. Как выясняется, уже более месяца в России никто (!) не отвечает за лифтовое хозяйство: согласно новому техническому регламенту Таможенного союза, Ростехнадхор потерял право контроля «вертикального транспорта», а никому другому эту работу не поручили. А только в многоквартирных домах лифтов за 420 000, а сколько ещё в офисах, в торгово-развлекательных центрах etc, — теперь все они «бесхозны». И пока идут споры, создавать ли новое ведомство или занять подъёмным хозяйством несколько существующих, гражданам остаётся лишь надеяться, что за время этих властных «дебатов» не произойдёт никаких ЧП: как-никак более трети российских лифтов выработали свой ресурс…

Чуть не каждый третий российский закон и нормативный акт переделывается — и срочность «доделки» зависит, как правило, от того, как велико оказалось возмущение нововведением власти — граждан, бизнеса, целых слоёв общества.

Предвидеть такое возмущение, составляя законопроекты, — для этого нужен, конечно, особый дар…

erid: erid: