Оставь печали — крути педали » новости Екатеринбурга и УрФО

Оставь печали — крути педали

10-09-2015, 08:00
Оставь печали — крути педали
Фото:

Спорт — лучшее лекарство от осенней депрессии. Это вам скажет любой психотерапевт. Не знаете, на чём остановиться? Читайте «Вечёрку»! В преддверии 58-й комбинированной эстафеты на призы газеты «Вечерний Екатеринбург», которая состоится 19 сентября, мы запускаем серию материалов о спортивных дисциплинах, включённых в уникальное соревнование. Что примечательно, попробовать свои силы в том или ином виде спорта никогда не поздно. В предыдущих номерах ВЕ (за 2 и 5 сентября) мы рассказали про лёгкую атлетику и лыжный спорт. Сегодняшний выпуск посвящён Его Величеству Велосипеду.

Казалось бы, парадокс: чем выше в городе уровень автомобилизации — тем больше в нём… велосипедов. На самом деле всё вполне объяснимо: именно пробки заставляют многих горожан пересесть на более скоростное в сложившихся условиях транспортное средство. Прибавим к этому несомненную пользу для здоровья, огромное удовольствие от процесса, возможность разнообразить досуг — всё: «почва» под велосипедный бум готова.

Первые велосипедисты появились в городе в 1-й половине XIX века, — информирует Официальный портал Екатеринбурга. В архивах сохранились воспоминания местных жителей, свидетельствующих о некоем работнике монетного двора, который ещё в 1840 году удивлял народ ездой на самодельном двухколёсном агрегате. Рассказчики повествуют, что этот пилот, проезжая в дурную погоду у Основинских прудков (современная улица Маяковского), уронил свой велосипед в воду и, не имея возможности спасти его, принялся за постройку нового, более совершенного. Но окончил ли уральский умелец свою работу, неизвестно. Осталось утраченным для истории и имя пионера-велосипедиста.

Первым документально установленным основателем велосипедного спорта в Екатеринбурге принято считать сына главного лесничего уральских лесов генерала РАУНЕРА — Юлия, который в 1868 году заказал на Верх-Исетском заводе трехколёсный железный велосипед весом около пяти пудов (80 килограммов) и, немного покатавшись на нём, в следующем году переделал его в двухколесный.

В начале 80-х годов XIX века можно было насчитать до десяти человек, полюбивших бицикл, а с ним и велосипедный спорт. Они объединились сначала в кружок, а потом в Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей. Организация привлекала внимание публики и, вербуя новых адептов спорта, постепенно вводила велосипед в городскую жизнь: к концу первого года из 37 членов общества собственные бициклы имели 15 человек, остальные пользовались тремя общественными.

Спортивные традиции, заложенные Велосипедным обществом, продолжает на Урале несколько спортивных школ, в том числе екатеринбургская ДЮСШ «Локомотив», принимающая детей от 9 лет. Недостатка в желающих нет, ведь польза велоспорта для ребёнка неоспорима: езда на велосипеде развивает чувство равновесия и координацию движений, учит ориентированию на местности, улучшает физическую форму, добавляет уверенности в себе, делает сильнее, быстрее и выносливее.

Начиная с 1963 года, спортсмены «Локомотива» участвовали и побеждали в соревнованиях среди железнодорожников. В 2003 году на чешском чемпионате в разных дисциплинах бронзовыми призёрами стали Ярослав КОРОВИН и Сергей СОЛОВЬЁВ. Другой талантливый воспитанник школы, Максим СУХОРУКОВ, выиграл в этом году чемпионат УрФО.

А самым именитым велосипедистом Екатеринбурга принято считать Николая Семёновича БОБАРЕНКО — единственного представителя города, принявшего участие в Олимпийских играх. Правда, было это в далёком 1952 году.

Сегодня классическим велоспортом-шоссе в столице Урала занимаются, по официальной статистике, 253 человека (включая воспитанников ДЮСШ «Локомотив»). Прежде всего на них ориентированы 4 велосоревнования, включённые в календарный план управления по развитию физической культуры, спорта и туризма администрации города. Впервые в канун Дня молодёжи прошли чемпионат и первенство по велоспорту-шоссе, собравшие 102 участника.

А вот к числу любителей себя могут причислить десятки тысяч горожан, включая представителей городской и районных администраций (в их числе, например, заместитель главы администрации Екатеринбурга по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Сергей ТУШИН, начальник городского управления образования Евгения УМНИКОВА, заместитель главы администрации КИРОВСКОГО РАЙОНА Дмитрий БАРАНОВ и многие другие).

В городе регулярно проводятся тематические конкурсы («Мисс Велогород», «Велосемья» и т. д.), устраиваются «покатушки» (велосипедные прогулки выходного дня), организуются веломарафоны, в которых могут поучаствовать все желающие (один из них — URAL MTB Marathon-2015 состоялся 28 июня). На любителей ориентированы и некоторые спортивные клубы, например, клуб Multi-Team, который объединяет людей для участия в велопоходах (в том числе дальних), велосоревнованиях и других велоактивностях.

Конечно, власти Екатеринбурга не могут не учитывать повышенного интереса горожан к двухколёсным транспортным средствам. С некоторых пор выделенные полосы для велосипедистов предусматриваются в строящихся микрорайонах города ещё на этапе проектирования. Но и на территории уже сложившейся застройки стараются создать условия для езды на столь популярном у горожан транспортном средстве. В 2012 году в центре города торжественно открыли так называемую линию для покатушек, выделив маршрут для велосипедистов, роллеров и скейтеров с помощью специальной разметки. Не забыты и BMX-ры: исполняемые ими трюки являются украшением многих городских мероприятий.

Здесь был я

Комбинированная эстафета «Вечёрки» ищет своих героев! Если вы когда-нибудь участвовали в популярных «осенних стартах», а возможно, даже находили себя в репортажах с соревнований, звоните по тел. + 7 922 111 71 88 или пишите на электронную почту: nadya_bayandina@mail.ru. Мы с удовольствием разместим в ВЕ ваши воспоминания об участии в эстафете. Наличие документального подтверждения в виде архивного номера газеты приветствуется!

Фляга для эстафетной палочки

Старший тренер по маунтинбайку Свердловской области, член областной федерации велоспорта, тренер ДЮСШ «Локомотив» Александр ТИГАНОВ:

— Сейчас я больше наблюдаю за выступлением на эстафете своих воспитанников, но когда-то сам принимал в ней участие в составе команды «Локомотив». Давно, в конце 1960-х — начале 1970-х. Тогда и трасса для велосипедистов была совсем другая. Эстафету мы получали у «Совкино», потом ехали в сторону железнодорожного вокзала, объезжали памятник, возвращались по улице Свердлова к Вознесенской горке, поднимались по ней и финишировали у кинотеатра «Октябрь» — нынешнего «Колизея». Самый сложный участок как раз проходил по горке — мало того что тогда здесь был очень крутой подъём, так ещё и брусчатка. Неровности отдавали в руль, и спортсменам приходилось прилагать много усилий, чтобы не потерять в скорости.


Участник эстафеты Александр ТИГАНОВ. Снимок сделан в начале 1970-х. Фото: предоставлено собеседником.

Ещё одна проблема была связана с финишированием. Это сейчас эстафетная палочка передаётся в процессе движения, а раньше спортсмену надо было остановиться, соскочить с велосипеда и только потом передать палочку другому участнику команды. Чтобы мы не проехали мимо, у кинотеатра «Октябрь» выставляли скамейки, служившие как бы ограничителями движения. Случалось, спортсмены не успевали остановиться и тогда врезались в эти скамейки на полном ходу.

Довольно распространены были в то время проколы колёс во время пересечения трамвайных путей — сейчас такое случается крайне редко: резина у современных велосипедов гораздо крепче. И не только резина!

Много хлопот причиняла и эстафетная палочка. Участники других этапов несли её в руке, у велосипедистов же обе руки заняты. Чего только мы не придумывали, чтобы решить проблему. Пристраивали палочку в задний карман майки (но это было ненадёжно из-за недостаточной глубины кармана). Убирали в специальную флягу, в которую предварительно укладывали губку — она не давала палочке выпасть. Засовывали под резинку, которую крепили к рулю. Даже в зубы брали! Впрочем, подобное можно встретить и сегодня: велоэтап всегда был и остаётся одним из самых зрелищных на эстафете.

erid: erid: