Атрибуция для королевы » новости Екатеринбурга и УрФО

Атрибуция для королевы

20-07-2013, 08:00
Атрибуция для королевы
Фото:

Екатеринбургский музей изобразительных искусств порадовал очередным открытием: женский портрет работы Тимофея НЕФФА обрёл имя. Собственно сама картина попала к музейщикам в руки ещё в 1936 году, но никто и не предполагал, что изображена на ней дочь российского императора Павла I Анна, ставшая в 1840 году королевой Нидерландов.

В ходе недавних реставрационных работ искусствовед Ольга ГОРНУНГ досконально изучила портрет, на котором значилось только Neff 1856. Сотрудница музея обратила особое внимание на украшения «неизвестной», что позволило выбрать верное направление для дальнейших поисков и впоследствии произвести успешную атрибуцию. На этой неделе переименованная картина заняла своё место в музейной экспозиции в зале на ул. Воеводина, 5.


По странному стечению обстоятельств, Анна Павловна «обрела имя» именно в тот период, когда в нашей стране проходит не только празднование четырёхсотлетия дома Романовых, но и перекрёстный Год России в Нидерландах и Нидерландов в России.

— Моё внимание на портрете привлекли горностаевая мантия и многочисленные украшения, которые и послужили подсказкой, — признаётся заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства музея ИЗО Ольга Горнунг. — Подобное рубиновое великолепие — роскошь, простым придворным недоступная. Кроме того, героиню картины украшает орден Святой Великомученицы Екатерины первой степени: красная с серебряной каймой лента, которую носили через правое плечо, и восьмиконечная звезда на левой стороне груди с помещённым на ней орденским девизом «За любовь и Отечество».

Искусствовед Ольга ГОРНУНГ раскрыла тайну старого портрета. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

После ордена Андрея Первозванного «Екатерина» была второй по старшинству наградой в России, начиная с 1714 года. Знаки ордена Большого креста могли носить только представительницы царского рода и в особых случаях дамы дворянского происхождения за особые просветительские заслуги перед отечеством. За 200 лет существования ордена высшей степенью было отмечено всего лишь 310 человек. С учётом же даты написания картины и этот круг поисков «имени» был значительно сужен. Так постепенно и стало очевидным, что на портрете дочь Павла I, которого в Европе называли поставщиком невест (изображённая на портрете Анна была самой младшей из пяти). В 1816 году в возрасте 20 лет она вышла замуж за принца Оранского, впоследствии ставшего королём Нидерландов. В голландских архивах сохранились живописные портреты Анны Павловны, но в более молодом возрасте. И только одна фотография, на которой королеве уже 60 лет, практически полностью повторяет опознанную уральцами картину.


Уральская находка — единственное изображение Анны Павловны в преклонных годах. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Тимофей Нефф написал портрет Анны Павловны в 1855—1856 годах. Она в тот период жила в России: ссора с сыном подтолкнула вдовствующую королеву к мыслям о переезде на историческую Родину. Но ссора забылась, Анна вернулась к голландцам, а портрет остался. Пока остаётся неясным, как картина попала в Екатеринбург и почему потеряла название.

— Возможно, картина была реквизирована в период революции из какого-нибудь музея, — предполагает искусствовед. — А тот факт, что на портрете изображена представительница дома Романовых, утаили для того, чтобы просто спасти, чтобы большевики не уничтожили.

Любопытно, что в Эрмитаже, например, есть парадный портрет Анны Павловны, на котором она предстаёт перед зрителем в полный рост и со всеми наградами. Однако на нём, как и на работах голландских мастеров, королева изображена в молодом возрасте.

Вообще надо сказать, что уральские музейщики всё чаще совершают открытия в сфере изобразительного искусства. Только за прошедший год в Свердловской области были «опознаны» работы РУБЕНСА в Ирбите и РАФАЭЛЯ в Нижнем Тагиле. А в январе 2013-го музей ИЗО обнародовал гравюру Джованни Баттисты ПИРАНЕЗИ «Внутренний вид храма Канопуса на вилле Адриана». Портрет Анны Павловны отлично вписывается в общую тенденцию «находок» и оставляет надежду на то, что запасники уральских музеев и дальше будут раскрывать свои тайны тем, кто действительно хочет их раскрыть.

К слову


Атрибуция (лат. attributio) в музееведении — описание предмета (экспоната) по ряду признаков, к числу которых принадлежат: название, назначение, форма, конструкция, материал, размеры, техника изготовления, авторство и т. п.

erid: erid: