«Окно в Европу» открывали впятером » новости Екатеринбурга и УрФО

«Окно в Европу» открывали впятером

5-03-2013, 08:00
«Окно в Европу» открывали впятером
Фото:

Три века, три страны, пять отечественных региональных музеев — статистика беспрецедентной экспозиции, открывшейся 1 марта в Музее изобразительных искусств (пер. Воеводина, 5). 2013 год объявлен в России годом Нидерландов, и совместный проект музейщиков Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Омска, Перми и Тюмени посвящён этому протяжённому во времени событию. Выставка «Окно в Европу». Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII—XIX веков»тоже будет долгой: всю весну, до второй декады мая. Времени у екатеринбуржцев достаточно, чтобы полюбоваться, рассмотреть и узнать историю более 70 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Самый большой экспонат-гость представила в стенах ЕМИИ директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина АГЕЕВА. Это «Семейный портрет» Яна МЕЙТЕНСА, созданный в середине XVII века, — полотно, очень характерное для мастеров голландской школы Золотого века…


Директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина АГЕЕВА. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Нам повезло: первую экскурсию для читателей «ВЕ» провели первые лица музеев и организаторы выставки в Екатеринбурге. Работы, привезённые на коллективную выставку, показывали с нескрываемой гордостью. Директор Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Юрий ТРОФИМОВ так и сообщил: «Мы привезли к вам самое-самое…» А главный хранитель музея Анна ЧЕРНЯВСКАЯ рассказала, что чудесные «Вид на Дордрехт» и «Голландия зимой» Андреаса СХЕЛФАУТА (1843) попали в музейное собрание из частных коллекций князей Константина ГОРЧАКОВА и Феликса ЮСУПОВА.


Игорь МАРТЫНОВ представляет «экспонат № 1» Пермской художественной галереи. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Пристального внимания, по мнению нашего гида, заслуживает и натюрморт с цветами и фруктами мастера бельгийской школы Жана-Батиста РОБИ: «XIX век считают привычно не самым значительным в живописном развитии Нидерландов, но эта работа, по признанию экспертов, не просто «салонный натюрморт», а по мастерству художника — из высококлассных произведений первого ряда…» Вот лицо, смутно знакомое, изображено на «омском» портрете: женская головка вполоборота, свежие щёки, жизнерадостный взгляд. «Вы правильно опознали — это Саския, муза и модель великого РЕМБРАНДТА, — подтверждает Анна Чернявская. — Питер Франс де ГРЕББЕР в 1630-е годы часто бывал в его мастерской и, конечно, не мог не написать Саскию…»

Заведующий отделом западноевропейского искусства Пермской художественной галереи Игорь МАРТЫНОВ поделился с нами своей историей у «Мужского портрета» живописца голландской школы XVII века Готфрида КАПМХЕЙЗЕНА. «Это экспонат № 1, с него начались история и коллекция галереи в Перми. Картина передана в дар научно-промышленным музеем, прародителем всех пермских музеев…»

Научный сотрудник Тюменского музейного комплекса им. И. Я. Словцова Оксана КОСТКО показала нам знаменитый фаянс из Делфта конца XVII — начала XVIII века. Жанровая и растительная росписи выполнены кобальтом по белому фону. Одна из тарелок (1688), как считают специалисты, — весьма редкий образец работы делфтских мастеров. Тюмень представила не только керамику, но и живописный «Портрет вельможи» работы Николаса МАСА, ученика Рембрандта.

Кураторы выставки — заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Ольга ГОРНУНГ и зав. сектором западноевропейского искусства ЕМИИ Мария ГОРДУСЕНКО — показали обширный вклад екатеринбургского музея в общий проект: это добрая половина всех музейных «окон в Европу», живописных и графических. Это, к примеру, работа голландского художника, который подписывался монограммой «PLP» — «Павел и Варнава в Листре», картина фламандского мастера Каспара ДЕ КРАЙЕРА «Страшный суд»… Специально к выставке известный реставратор Пётр ГОРНУНГ вернул к жизни полотно неизвестного фламандца ХVII века «Апостол Андрей».


«Апостол Андрей», вернувшийся к зрителям благодаря екатеринбургскому реставратору. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Директор ЕМИИ Никита КОРЫТИН отметил, что со всеми коллегами наш музей связывают давние партнёрские и дружеские отношения, не единожды каждый из этих музеев участвовал в екатеринбургских экспозициях. «Окно в Европу» этой выставкой не закроется, в июне наш музей отправится в Омск, чтобы представить сибирякам своих «голландцев».

erid: erid: