Музейный хай-тек и XVIII век » новости Екатеринбурга и УрФО

Музейный хай-тек и XVIII век

24-08-2013, 08:00
Музейный хай-тек и XVIII век
Фото:

Выставка «Небесный код Екатеринбурга», включённая отныне в постоянную экспозицию Музея истории Екатеринбурга (МИЕ, ул. Карла Либкнехта, 26), дополнена небывалым новшеством. С 16 августа — дня открытия выставки — высокие технологии ХХI столетия (хай-тек от английского high technology, сокращённоhi-tech), использованные музеем, показывают нам XVIII век объёмно, в формате 3D. А с середины этой недели ещё и таким образом, как не показывает в нашей стране ни один музей. МИЕ освоил и заставил поработать «на историю» новейшее мультимедийное средство в новом формате первым в России.

В минувший четверг на эксклюзивной экскурсии для «ВЕ» нам продемонстрировали то, что кажется просто фантастическим. Тем не менее теперь это реальность экспозиционной практики Музея истории Екатеринбурга. На первый взгляд, новый экспонат под названием «Екатеринбург. XVIII век» представляется видеоинсталляцией. Но это обман зрения. Перед нами самая настоящая книга, только особенная. Её можно трогать, листать, читать. Под обложкой фолианта, на его пятнадцати страницах, одновременно оживают исторический облик первых зданий нашего города и современный вид этих достопримечательностей…

Промовизор показывает раритет крупным планом и со всех сторон. Фото: Ольга КОРОЛЁВА.

Новым экспонатом Музей истории Екатеринбурга способен удивить даже привычного к самым совершенным гаджетам посетителя. Выставка «Небесный код Екатеринбурга» открылась в музее накануне празднования 290-летия нашего города. Мы рассказали о ней пользователям сайта «ВЕ» в День города, 17 августа

Эта часть постоянной экспозиции музея, посвящённая XVIII веку, насыщена высокими технологиями. Медиаинсталляция «Начало. XVIII век» показывает события и персоны первых дней и лет рождения и развития города. Промовизор 3D — прозрачная пирамида на постаменте — позволяет со всех сторон разглядеть крошечные раритеты из выставочных витрин: крестик, полушку, фарфоровую шкатулочку, чернильницу екатеринбургского школяра… Множество старинных карт, чертежей, гравюр, рисунков из фондов музея и Государственного архива документов Свердловской области тоже экспонируются по канонам hi-tech. И знаменитый план завода-крепости-города, который создал Вильгельм ДЕ ГЕННИН, — тот самый «небесный код» — расположен в такой витрине, в которой не сразу опознаёшь подобие рекламных уличных лайт-боксов. И цветной городской пейзаж, нарисованный художником В. ПЕТРОВЫМ в 1789 году, воспроизведён точно так же. Оригинал этого драгоценного рисунка подарил в 2010 году Музею истории Екатеринбурга на его 70-летие московский Государственный Исторический музей.

Книга открыта, Екатеринбург является одновременно из двух разных веков. Фото: Ольга КОРОЛЁВА.

Но вот наш экскурсовод, заведующая отделом маркетинга МИЕ Ольга КОРОЛЁВА подводит нас к уникуму новой экспозиции. Его высокую технологичность обеспечили те же петербургские специалисты, что создавали в музее медиаинсталляцию о XVIII веке. На столе, под укреплённым на потолке устройством с видеокамерой, лежит книга, очень большая, очень красивая. Можно потрогать, и пальцы чувствуют ребристую, словно панцирь звёздчатой черепахи, поверхность переплёта. Эти бугорки-многогранники — зримая и ощутимая метафора Уральского хребта. Мы потрогали наши горы. Обложка завораживает постоянными видеоизменениями: появились зелёные островки и реки, рассыпались огоньки, каждый бугорок обрёл латинский символ из элементов таблицы МЕНДЕЛЕЕВА, представив всё многообразие сокровищ Урала. Переплёт светится, становится то изумрудным, то гранитным… На первом развороте — оглавление. А дальше будто некто всесильный из невидимых сфер, владеющий небесным кодом Екатеринбурга, ведёт нас по городу, исчезнувшему и живому. Мимо Горного госпиталя проехал конный экипаж, очертания здания меняются — вырастает Музей изобразительных искусств. Другой разворот показывает, как трансформировался архитектурный комплекс нынешних колледжа им. Ползунова и Уральской консерватории на углу проспекта Ленина и улицы 8 Марта — высокая «голландская» крыша сменяется железной кровлей, а сами здания обретают черты классицизма.

Книга «издана», как пояснила наш гид, по технологии monkеy-book. Monkеy (обезьяна) в названии, возможно, прихоть изобретателя. Всем понятное book до недавнего времени книгой ни разу не становилось. Трансформации происходили на поверхности сенсорного стола. Сейчас таких интерактивных музейных книг всего три в мире — одна в Нидерландах, вторая в Японии, третья — наша. В ней пока 15 страниц, но реальное волшебство хай-тека позволит «дописывать» фолиант, добавлять в него столько страниц, сколько понадобится для истории Екатеринбурга.

erid: erid: