Твёрдое кружево Поднебесной » новости Екатеринбурга и УрФО

Твёрдое кружево Поднебесной

19-10-2013, 08:00
Твёрдое кружево Поднебесной
Фото:

Сравнения не бывают абсолютно точны. Вот и эти хитросплетения и «взаимоотношения» узоров и символов, веточек, цветов, фигурок животных и людей сравнимы, пожалуй, только с изящным кружевом. Многие знакомы с вырезанными из бумаги драконами, змеями, зайчиками на открытках из Китая и видели, как китайские повара, виртуозно орудуя острым ножом, создают целые скульптурные композиции из овощей и фруктов. Это подлинные диковины, однако бумага и плоды — мягкий, послушный материал. «Кружева», которые мы увидели 17 октября на открытии новой выставки в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства Урала (пр. Ленина, 37) — твёрдые.

И камни — китайские, и резчики, которые над ними потрудились век и два столетия назад, — китайцы. В экспозиции китайского резного камня XVIII—XIX вв., как рассказала нам заведующая отделом развития музея Ирина ЗЯБЛИКОВА-ИСАКОВА, камень — главный материал. Но искусники «плели» своё кружево и из других «твердынь»: дерева, кости… А великолепный сияющий перламутр стал для китайского мастера «холстом», где он изобразил сцены мира и войны в Поднебесной. Не кистью — резцом.

Выставку «Корни облаков» составили экспонаты из фондов двух музеев. Это екатеринбургский Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (МИКЮИ) и Историко-этнографический музей Ирбита. Куратор выставки, старший научный сотрудник нашего музея Татьяна МИХАЙЛОВА и главный хранитель ирбитской коллекции Елена УСТИНОВА провели для нас самую первую экскурсию.

Ирина ЗЯБЛИКОВА-ИСАЕВА начала рассказ о «твёрдом кружеве» с перламутра. Фото: Екатерина ТИТОВА.
На выставке представлено более 60 произведений. Среди анималистических фигурок много львов — могущественных стражей и ездовых животных небесных и земных властителей, и львиная доля экспонатов принадлежит МИКЮИ. Однако 9 предметов из обширного «китайского» собрания Ирбитского музея не теряются на их фоне. Эти уникальные вещи попали в уральский город, знаменитый своей ежегодной ярмаркой, по Великому чайному пути. Их привозили чужеземные торговцы и русские купцы из странствий в Поднебесную. Например, почётный гражданин Туринска купец ЧИРКОВ. Среди ирбитских китайских диковин — композиция «Обезьянки в горах», чарующая множеством подробностей и поистине ювелирной тонкостью резьбы по кости. А «Дракон, играющий жемчужиной», над которым трудился резчик по дереву, свою жемчужину утратил, видимо, где-то во временах и пространствах. Но и без драгоценного символа исполнения желаний это легендарное существо исполнено выразительности. Как будто в XIX в Китае произошло невероятное: мастеру позировал настоящий живой дракон.


Татьяна МИХАЙЛОВА и Елена УСТИНОВА представляют «китайскую» выставку двух музеев. Фото: Екатерина ТИТОВА.

«Твёрдое кружево» екатеринбургского музея тоже пришло от странствующих коллекционеров и тем же путём. В те времена это была, как сказали бы теперь, сувенирная продукция, причём часто функциональная: подставка для кисточек, тушечница, пепельница. Экспонаты не именные, и докопаться сейчас до авторства предметов, представленных на выставке, невозможно. Но китайцы всегда умели довести ремесло до совершенства и превратить бытовую вещицу в произведение искусства. Неслучайно известный екатеринбургский заводчик Альфонс ПОКЛЕВСКИЙ-КОЗЕЛЛ, как и другие члены Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), так интересовался изделиями китайских резчиков.

Ловкая обезьянка защитит от неудач своего владельца. Фото: Екатерина ТИТОВА.
«Царь» открывшейся выставки — камень. И, прежде всего, царственный камень Китая — нефрит. Из бледно-зелёного, почти белого, и тёмно-зелёного, и яркого, как трава, нефрита мы видим здесь талисманы, заготовки для печатей, статуэтки легендарных божеств, изображения Будды и Конфуция. Есть и вазочки из агата с природным узором, из аметиста, где естественная красота камня гармонично дополнена искусством и фантазией резчика. Соперник царя-нефрита по количеству экспонируемых изделий — жировик, «псевдонефрит», более мягкий и податливый камень. Несмотря на непоэтичное название, жировик стал в руках мастеров сказочными предметами, за каждым из которых и тайна, и символ, и, конечно, благопожелание обладателю.


Тайна скрыта в самом названии выставки: «Корни облаков». Как объясняет в своих книгах известный российский китаевед Владимир МАЛЯВИН: «Облака — альфа и омега китайского созерцания… Сказать о человеке, что он «искусно писал облачную дымку», означало сказать, что он был превосходным художником». Облака плывут среди гор, а горы — это камни, которые китайцы и называют «корнями облаков». В словесном кружеве соединились небесное и земное, как на выставке небожители предстают в «кружевной» работе земных мастеров Поднебесной. До 17 ноября можно будет рассматривать эти «Корни облаков» — выставка продлится месяц.

erid: erid: