По живописным вехам века » новости Екатеринбурга и УрФО

По живописным вехам века

11-12-2013, 08:00
По живописным вехам века
Фото:

Свердловский областной Краеведческий музей (СОКМ) в преддверии 80-летия Свердловской области продолжает межрегиональный проект «Урал — история и люди». В ноябре музей представил экспозицию об истории развития предпринимательства в столице Урала, о десяти знаменитых екатеринбургских династиях промышленников, фабрикантов, купцов… А 6 декабря в музейном здании «Дом Поклевских-Козелл» (ул. Малышева, 46) открылась художественная выставка «Шедевры российских музеев», созданная усилиями четырёх музеев — Москвы, Екатеринбурга, Ирбита и Нижнего Тагила.

Начинаются «Шедевры…» историческим блоком, с которым «ВЕ» познакомил куратор выставки, заместитель генерального директора СОКМ Владимир БЫКОДОРОВ. Здесь на фоне произведений екатеринбургских художников Игоря СИМОНОВА и Владимира БУШУЕВА из собрания Ирбитского музея изобразительных искусств представлены в витринах документы от 17 января 1934 года, учреждающие Свердловскую область. Рядом — интерактивная карта нашей области. В торце зала — картина Геннадия ГАЕВА «Закладка первого камня Уралмаша», написанная в 1960-х годах. Это произведение свердловчанина Краеведческий музей хранит в собственных фондах…

Владимир СЕРОВ «Работница» (1964 г.) Фото: Екатерина ТИТОВА.

Более полусотни произведений прибыли из Москвы на выставку в Краеведческий музей. Их предоставил Государственный центральный музей современной истории России. Памятен совместный проект ГЦМСИР со старейшиной екатеринбургских музеев «Первые леди России». И вот сейчас — «Шедевры российских музеев к юбилею Свердловской области» снова экспонируются музейщиками, московскими и уральскими, вместе. Из своих 80 лет наша область прожила 66 лет в ХХ веке, и всё, что происходило со страной в это минувшее столетие, было и здесь, в крупнейшем регионе Урала. Собрание из художественной коллекции ГЦМСИР представила на вернисаже заведующая отделом изобразительного искусства столичного музея Вера ПАНФИЛОВА.

«Девушки с ланями» — сказочные и вполне реальные создания Ладо ГУДИАШВИЛИ. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Это собрание, одно из самых значительных в исторических музеях России, насчитывает около 100 000 единиц хранения. Выставка «Шедевров…» показывает не только отражённые художниками события в стране в течение прошлого века, но развитие и перемены в художественных стилях, жанрах. Академизм и авангард, импрессионизм и социалистический реализм… От камерного пейзажа, например, к масштабному индустриальному пейзажу. Вера Панфилова рассказала, что в таком количестве картины ГЦМСИР ни разу не покидали пределы Москвы. Впервые представлен портрет Александра КЕРЕНСКОГО (1918 г.) кисти Ильи РЕПИНА, где председатель Временного правительства предстаёт усталым и печальным человеком. Это позже, в изобразительном искусстве социалистической страны, утвердилась традиция изображать Керенского в карикатурном жанре. А великий Репин и здесь остался верен и равен себе. «Праздник II Конгресса III Интернационала» Бориса КУСТОДИЕВА — мы о таком «празднике» и не слышали, но узнаём отважно красочный стиль художника даже тогда, когда яркое приветствовалось лишь в цвете флагов.

«Гиацинты у ёлки» из 1916 года Михаила ШЕМЯКИНА. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Каждая картина выставки — честный исторический источник, сообщающий нам больше о минувшем, нежели иной архивный документ, который можно и подделать, и сделать недоступным. Вот «Баррикада» Петра ВИЛЬЯМСА — в этой экспрессионистской картине «баррикада» всего лишь метафора ежедневной борьбы «за светлое будущее» (для кого?). В правом нижнем углу художник изобразил Художника, который вдруг осознаёт, что происходящее неминуемо ввергнет его в события или (и) уничтожит. Эскиз Кузьмы ПЕТРОВА-ВОДКИНА к картине «Весна в деревне» — «Объяснение» — таит недоговорённость (объяснение в любви? перед расставанием?). И он делает явными приметы времени — застёгнутая на все пуговицы до горла рубашка парня, красная косынка, плотно повязанная на голове девушки.

Всего две картины представил на выставку Нижнетагильский музей изобразительных искусств, но какие!.. Директор музея Марина АГЕЕВА на вернисаже рассказала об этих работах. Картину Михаила ШЕМЯКИНА «Гиацинты у ёлки» (1916 г.) мы видим первой при входе из исторического зала в художественные. Не надо путать этого живописца, начинавшего путь в творчество в Серебряном веке, с нашим современником-однофамильцем. А корзинка, в которой цветут гиацинты, была давным-давно подарена семье жены художника графом Львом ТОЛСТЫМ. Импрессионистская картина передаёт ту «серебряную» атмосферу дома, личных чувств, нежности, которая совсем скоро уйдёт на самый дальний план человеческой жизни в нашей стране. В другой манере, но то же настроение наполняет картину Зинаиды СЕРЕБРЯКОВОЙ «На кухне. Портрет Кати» (1923—24 гг.) Всё это личное и личностное уступит место классовой борьбе и коллективизму, когда массовость затмит индивидуальное — во времени, в искусстве. Надолго. Но не навсегда, что тоже со всей очевидностью показывает выставка. Ведь мир одного человека интереснее и шире любых массовых собраний, праздников, событий. И мы его видим в «Шедеврах…» благодаря личному взгляду разных российских художников.

erid: erid: