Строки и музыка Первой мировой » новости Екатеринбурга и УрФО

Строки и музыка Первой мировой

13-03-2014, 08:00
Строки и музыка Первой мировой
Фото:

Первая мировая война (1914—1918 гг.) определила вектор исторических событий ХХ века, и если бы не эта война… Но она была и привела на поля кровопролитных сражений воинов 38 государств, и унесла миллионы жизней. Её 100-летию посвящён совместный проект Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и объединённого Музея писателей Урала. 11 марта в Музее «Литературная жизнь Урала ХIХ века» открылась выставка «Чаша скорбная». Литературный музей и ГАСО извлекли из своих фондов тексты, фотографии, открытки, газеты, которые заполняют лакуны в нашем знании об участии в той войне писателей, поэтов — мировых и российских знаменитостей и земляков-уральцев.

Один из них — автор стихов и пьес Николай НОВИКОВ. Он воевал под своим именем, а писал под псевдонимом ЧЕРЕШНЕВ. Свою творческую деятельность начинал в Екатеринбурге, печатался в местных газетах и журналах, его пьеса «Частное дело» шла на екатеринбургской сцене… А когда началась война, пошёл на неё добровольцем, окончил краткосрочные курсы в Павловском пехотном училище, стал прапорщиком. И сложил голову в составе русского экспедиционного корпуса во Франции в августе 1916-го. Его последние стихи написаны тогда же и обращены к «седому деду — родному Уралу». Листок с этими строчками — на выставке…

В музейном зале звучал рояль — по-военному бравурно, и печально, и тревожно. «На сопках Маньчжурии», «Прощание славянки» играла пианистка Театра музыкальной комедии Елизавета ШУБИНА. И вот музыка незнакомая — по-юнкерски молодой, лихой и в то же время романтичный марш. Заведующая отделом Государственного архива Свердловской области Ольга БУХАРКИНА, только что познакомившая нас с биографией поэта и драматурга Николая НОВИКОВА (ЧЕРЕШНЕВА), объяснила, что эти ноты были найдены в архиве. Впервые в Екатеринбурге прозвучал марш Павловского пехотного училища, с которым уходили на фронт его выпускники, и наш екатеринбургский литератор в их числе.

Ещё один из героев выставки, чья книга «Чаша скорбная» дала название всей экспозиции. Борис ТИМОФЕЕВ окончил екатеринбургскую гимназию, его литературное дарование отметил Алексей Максимович ГОРЬКИЙ, с которым молодой литератор встречался на острове Капри. В годы Первой мировой ему довелось быть и врачом, и санитаром и заниматься проблемами детей-беженцев. Есть у него такое горестное признание: «Съела меня война. Проклинаю её…» Книга «Чаша скорбная», вышедшая в свет в 1918 году, пожалуй, одно из первых художественных прозаических произведений о той войне, по её кровавым горячим следам. Тимофеев представил здесь персонажей из самых разных социальных слоёв: крестьянин, профессиональный военный, юрист, и по судьбе каждого непоправимо прошла Первая мировая.

И снова русский военный марш тех столетней давности битв — знаменитый марш на пушкинскую «Песнь о вещем Олеге» с припевом: «Так громче, музыка, играй победу!..» Его исполнил солист Театра музкомедии Максим ГАЛЕНКОВ. А рядом в зале, где разместилась «Чаша скорбная», все затихают, обмениваются репликами шёпотом. Здесь то, что требует тишины, — книги, строчки текстов, портреты воинов. Среди них — поэт Серебряного века, доброволец, дважды Георгиевский кавалер Николай ГУМИЛЁВ. Среди них — писатель, доброволец, награждённый в Первую мировую войну за храбрость и воинскую доблесть пятью орденами, Михаил ЗОЩЕНКО. Кстати, Зощенко наверняка уходил на фронт под тот самый марш «павлонов»: он учился в Павловском военном пехотном училище, как и екатеринбуржец, его собрат по перу Новиков-Черешнев…

«На Западном фронте без перемен», «Прощай, оружие!»… Немец Эрих Мария РЕМАРК и американец Эрнест ХЕМИНГУЭЙ написали эти романы после мировой войны, в которой сражались по разные стороны, и навсегда остались в мировой литературе этой глубоко гуманистической, военной-антивоенной прозой.

Музейные стены заняли открытки Первой мировой — сатирические, ура-патриотические, юмористические и даже лирические. Например, на одной из них — милая девушка в белом платке и фартуке с красным крестом: «Сестра милосердия». Открытки, конечно, к милосердию не призывали — по законам военного времени, но и своё писательское перо литераторы, солдаты и офицеры той войны, к штыку ещё не приравнивали. Они просто взяли оружие, а перо оставили до лучших времён, которые действительно могли бы стать лучшими, чем стали, если бы…

Видео: Екатерина ТИТОВА.

erid: erid: