Сказания о титанах » новости Екатеринбурга и УрФО

Сказания о титанах

16-04-2014, 08:00
Сказания о титанах
Фото:

Знаменитый писатель Алексей ИВАНОВ, автор романов «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Географ глобус пропил», «Общага на крови», написал книгу о Екатеринбурге 1990-х и «нулевых» годов.

— Это книга о том, как закрытый советский индустриальный город Свердловск превратился в нынешний хайтековский евроазиатский мегаполис Екатеринбург, книга о метаморфозе, — рассказал он 14 апреля в ИТАР-ТАСС-Урал. — Уличное, площадное, грубое название «Ёбург» относится как раз к фазе изменения, превращения города. Сейчас города Ёбурга уже нет, точно так же, как и Свердловска. Я начал повествование примерно со сноса Ипатьевского дома, а заканчивается книга саммитом ШОС 2009 года, рассказом про всякие мифы и обстоятельства, которые ему сопутствовали. Екатеринбург-2009 напоминает Москву-1980: государство укрепилось, а оно у нас существует только в формате совка, следовательно, в этом укрепившемся государстве вольному, свободному, сильному городу Ёбургу уже нет места. Есть место только социализированному Екатеринбургу.

В книге «Ёбург» — около сотни новелл об уральской столице на сломе эпох. В ней действует более 300 персонажей — политики и общественные деятели, музыканты, художники и поэты, бизнесмены и даже криминальные авторитеты. Словом, люди, так или иначе повлиявшие на то, каким стал наш город. Среди основных сюжетов — свердловский рок и «Уральская республика», криминальные войны и обретение царских останков, бум наивного искусства и многочисленные истории, связанные с выборами.

Книга носит выразительный подзаголовок «Город храбрых».

— Своих героев я часто называю титанами, — признаётся Иванов. — Это не значит, что они всегда были правы. Это значит, что в поступках этих людей говорила история. Особенность моей книги в том же, в чём и особенность самого города. Екатеринбург — город не провинциальный. Провинциальность от столичности отличается тем, что провинция всегда живёт вне исторического времени, там ничего не происходит. А Екатеринбург всегда жил в историческое время. Он отлично понимал, что из себя представляет эпоха, понимал вызовы, которые она формулирует, и всегда на эти вызовы находил свои ответы, зачастую более выразительные, адекватные и остроумные, нежели столица. Это делает город общезначимым для нации, для истории России.

По словам Иванова, книга получилась документально-художественная. Во время работы писателю, как он говорит, пришлось просмотреть гигантский объём архивных материалов, пообщаться с огромным количеством людей, прочесть множество книг.

— Я уже сталкивался с мнением, что «Ёбург» — это полёт моей фантазии, собрание анекдотов, забавных случаев, — говорит он. — Ничего подобного, все факты выверены. Иной раз для этого приходилось немало потрудиться. Например, была ситуация с убитым криминальным лидером ВАЛИЕВЫМ: во всех изданиях его имя писалось по-разному, мне пришлось съездить на Широкореченское кладбище и посмотреть, как это имя было написано на могиле. Я всегда расспрашивал о событиях у их участников, если они живы и могут говорить. Но человеческая память — вещь очень ненадёжная, воспоминания разных людей часто друг другу противоречат. С этим приходилось сталкиваться сплошь и рядом, выбирать ту точку зрения, которую мне наиболее аргументированно доказали. Я открыт для комментариев… Если после прочтения книги у вас появятся замечания — обращайтесь ко мне на сайт. Сможете аргументированно доказать мою неправоту — я внесу изменения в книгу. Такая книга — всегда процесс, протяжённость во времени, а не законченный окостеневший результат.

Алексей Иванов уверен, что «Ёбург» будет востребован во всей стране.

— Это одна из первых, если не вообще первая, попытка говорения о нестоличных темах на всю страну, — заявляет писатель. — Если столичные журналисты пишут или снимают о провинции, эти сюжеты укладываются в три формата. Либо какой-то бонза едет с визитом в глубинку, либо там происходит катастрофа, либо речь идёт о чудиках — кто-то вырезал на рисовом зерне «Слово о полку Игореве», кто-то построил дом из пивных бутылок. Я же описываю реальную мощную жизнь большущего города, жизнь, которая исполнена страсти, драйва, энергии, подъёма. Настоящую жизнь, а не выморочные представления о провинции с точки зрения столицы.

erid: erid: