Вспоминая «красноармейца Сухова»… » новости Екатеринбурга и УрФО

Вспоминая «красноармейца Сухова»…

24-04-2014, 08:00
Вспоминая «красноармейца Сухова»…
Фото:

Когда мы думаем об этом актёре, то в первую очередь в нашем сознании возникает красноармеец Сухов. Легендарный образ из известного фильма Владимира МОТЫЛЯ «Белое солнце пустыни» 1969 года. Да, в биографии артиста эта роль, можно сказать, стала «коронной». Но в творческом списке народного артиста РСФСР Анатолия Борисовича КУЗНЕЦОВА (1930—2014 гг.) множество самых разных экранных ролей, которые тоже достойны нашей памяти.

Он снимался много и плодотворно. Коренной москвич. Родился в семье оперного певца Бориса КУЗНЕЦОВА. Учился на вокальном отделении Музыкального училища им. М. М. Ипполитова-Иванова. В 1951 году перешёл в Школу-студию МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко, которую окончил в 1955 году. Ещё студентом впервые на экране появился в фильме «Опасные тропы», снятом на «Мосфильме» в 1954 году. Затем последовали такие картины, как «Гость с Кубани» (1955), «За витриной универмага» (1955), «Случай на шахте восемь» (1957), «На дорогах войны» (1958), «Друг мой, Колька!» (1961)…


Крупный план из картины «Ждите писем» (1960 год). Фото: предоставлено Музеем СК.

Анатолий Кузнецов снимался и в двух фильмах на Свердловской киностудии. Первый из них — «Ждите писем» (1960 год). Картина «Ждите писем» стала дебютом для молодого сценариста Анатолия ГРЕБНЕВА и режиссёра-постановщика Юлия КАРАСИКА. Фильм посвящён молодым романтикам-энтузиастам, участникам сибирских строек. Герои картины возводят высоковольтную линию электропередач. Авторам близок лирический подход в трактовке персонажей. Подкупала зрителей юношеская искренность десятиклассника Кости (Всеволод АБДУЛОВ). Мы полюбили открытого и прямого Филиппа (Александр ЛЕБЕДЕВ). Нас волновала судьба несколько загадочной Риммы в исполнении Александры ЗАВЬЯЛОВОЙ. Убедителен «тёртый калач» Лёнька в исполнении Анатолия Кузнецова. На поверхности — внешняя бравада. Но артист создаёт более глубокий и тонкий образ, передаёт многослойность характера Лёньки.

Анатолий КУЗНЕЦОВ в роли Лёньки в кинофильме «Ждите писем». Фото: предоставлено Музеем СК.

Съёмочная группа фильма «Ждите писем» была преимущественно молодёжной. Кстати, вторым режиссёром был молодой Владимир Мотыль. Жили и работали очень дружно. О времени съёмок фильма и об Анатолии Кузнецове очень тепло вспоминают сейчас уже ветераны Свердловской киностудии художники-гримёры Людмила СТЕПАНОВА, Алевтина КОЧУРОВА и Роальд ДОЛНЫКОВ, бывший тогда ассистентом оператора. Возвращаясь со съёмочной площадки в автобусе, часто пели песни. Ведь молодость брала своё. И Анатолий тоже активно включался в «песенный хоровод». Если было нужно, мог сам сесть за руль и заменить уставшего шофёра. В общем, был добрым, хорошим, «своим парнем».

Вторая встреча Анатолия Кузнецова со Свердловской киностудией состоялась более чем через 30 лет после той, первой. В 1993 году вышел фильм нашего маститого режиссёра Ярополка ЛАПШИНА «Уснувший пассажир». Это детективная история о поиске похитителей раритетной ювелирной коллекции. Интрига картины полна самых неожиданных поворотов. И в ней активное участие принимает персонаж Анатолия Кузнецова — милицейский полковник запаса Александр Иванович. Конечно, Кузнецов — прекрасный драматический актёр. Он всё делает мастерски и здесь достигает психологической достоверности, не прибегая к каким-то внешним «педалям». Звукооператор фильма Ольга МАТВЕЕВА свидетельствует, что участникам съёмочной группы Анатолий Борисович запомнился своей профессиональной собранностью, умением всегда точно войти в рисунок роли, уважительным отношением к коллегам.

Мне кажется, очень точно сказал об артисте кинорежиссёр Александр МИТТА, у которого Анатолий Борисович снимался в фильме «Друг мой, Колька!»:

«Кузнецов был настоящим мужчиной, хозяином в доме, ответственным товарищем, человеком долга, радости и любви. Такие люди поднимают престиж актёрской профессии на высоту, которой она достойна. Такие артисты не играют роли — они воплощают душу народа…»

erid: erid: