Судьба мастера «золотого века» » новости Екатеринбурга и УрФО

Судьба мастера «золотого века»

11-07-2014, 08:00
Судьба мастера «золотого века»
Фото:

«Золотой век» ювелирного художества в России, связанный с деятельностью Карла ФАБЕРЖЕ, длился отнюдь не столетие. Недолго — с 1880-х годов до 1917 года, но вошёл в историю мирового декоративно-прикладного искусства. С великим Фаберже работали верные соратники, непревзойдённые мастера, чьи имена в истории померкли рядом с блеском имени отца-основателя крупнейшей ювелирной фирмы, превратились в «анонимы» с клеймом Фаберже. Один из них — Артур МИТКЕВИЧ-ЖОЛТКО — заведовал ювелирным отделом в московском представительстве фирмы (резиденция находилась в столичном Петербурге).

Судьба Артура Ивановича Миткевича-Жолтко связана с Екатеринбургом, можно сказать, кровно. Здесь долгие годы жила его дочь — Лидия Артуровна КИСЛЯКОВА, здесь сейчас живут его потомки. В 2014 году исполняется 150 лет со дня рождения ювелира, и Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (МИКиЮИ, пр. Ленина, 37) в июле открыл юбилейную выставку под названием «Вспоминая старого мастера…». Старший научный сотрудник музея Татьяна МИХАЙЛОВА рассказала ВЕ, что в этой экспозиции — личные вещи мастера, домашние реликвии, в том числе «от Фаберже». Их сохранила екатеринбургская ветвь семьи Миткевича-Жолтко и предоставила для музейной выставки.

Имя петербургского немца Карла ФАБЕРЖЕ стало символом русского ювелирного искусства. Титулов у создателя крупнейшей ювелирной фирмы в России, было, конечно, меньше, чем у царственной особы, но всё же немало: поставщик Высочайшего двора, придворный ювелир Императора Всероссийского, короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского, короля Сиама… Но главное не титулы: Фаберже определил всё развитие русского ювелирного искусства на годы вперёд. А ещё знаменитый ювелир умел находить талантливых людей. Так он когда-то разглядел в молодом подмастерье и дар ювелира, и организаторские способности.

Мальчики из семьи, где родился в 1864 году Артур МИТКЕВИЧ-ЖОЛТКО, пошли «по военной линии». Дети рано остались без родителей, и их приняли на учёбу в сиротский кадетский корпус. Артур не проявил склонности ни к службе, ни к наукам, зато увлёкся тонкой ручной работой. Он работал сначала в петербургских мастерских Фаберже, был замечен и отмечен самим Карлом Густавовичем. А в 1902 году направлен заведовать ювелирным отделением в Москву. Интересно, что та фабрика располагалась в здании бывшего завода Франца САН-ГАЛЛИ в Большом Кисельном переулке. На месте чугунолитейного и механического (!) производства — ювелирное. Здесь делали и столовое серебро фирмы Фаберже. Современники свидетельствовали, что вещи, создаваемые здесь под руководством и с участием Миткевича-Жолтко, своим качеством соответствовали лучшим работам заграничных искусников.

Перламутровое портмоне — реликвия семьи МИТКЕВИЧ-ЖОЛТКО. Фото: Екатерина ТИТОВА.
Столовое серебро фирмы Фаберже. Фото: Екатерина ТИТОВА.


Как хороши эти изделия, мы и сами видим теперь в витринах выставки «Вспоминая старого мастера…» Вот и серебряный портсигар с драгоценными вставками (от Фаберже, разумеется), преподнесённый коллегами Миткевичу-Жолтко в 1912 году по случаю десятилетия совместной работы. Портсигар открыт, и мы видим другую дарственную надпись: её сделал Артур Иванович для внука Кирюши, передал ему эту дорогую не только ценой вещицу.

Татьяна МИХАЙЛОВА, гид ВЕ по выставке, рассказывает, что основная работа Московского ювелирного отделения заключалась в выполнении заказов частных лиц — состоятельных людей, купцов, актёров, музыкантов. Такие заказы были и у Артура Ивановича. Он работал над ювелирными украшениями для великой княгини Елизаветы Фёдоровны, создавал ожерелье и диадему с бриллиантами и изумрудами для звезды русского балета Екатерины ГЕЛЬЦЕР. А семья самого ювелира жила скромно и достойно. Эта жизнь представлена на выставке предметно. В витринах — рабочий инструментарий Артура Ивановича. Кстати, на самом деле отчество польское — Янович, но все называли мастера на русский лад. Рядом, под стеклом, несколько ювелирных изделий — миниатюрные пасхальные яйца Фаберже, брошь с камеей, портмоне с перламутровыми крышечками, браслет. Этот золотой браслет Миткевич-Жолтко сделал для жены Марии Андреевны, а когда та скончалась — в 1920 году, в год голода и разрухи, — надел браслет на руку дочери Лидии.

С браслетом Лидия Артуровна КИСЛЯКОВА (по мужу) не расставалась всю долгую жизнь — более века. Её помнят музейщики, как она помогала в начале 1990-х становлению Музея истории камнерезного и ювелирного искусства. Благодаря ей в собрание музея вошла коллекция изделий Фаберже. Теперь устроить новую выставку помогала её внучка, правнучка Миткевича-Жолтко.

Этот человек, всю жизнь работавший с золотом и серебром, был наделён судьбой, которую золотой не назовёшь. Её «золото» стёрлось после 1917 года. Даже часть серебряных ложек от Фаберже (этот роскошный набор тоже на выставке) была «съедена» — пришлось продать, чтобы кормить семью. Погибли в революцию, в Гражданскую войну родственники, близкие друзья. Да и Карл Густавович Фаберже бедствовал за границей, в эмиграции. Миткевич-Жолтко остался на родине и с искусством ювелира не расстался, но уже не на «официальном» уровне, не на соответствующем уровню мастера посту и окладе. На месте Московского ювелирного отделения Фаберже открыли механическое производство (круг замкнулся), а потом «филиал Лубянки». И всё же Фаберже — это Фаберже, какие бы беды ни случились. Не только драгоценности выходили в свет с этой фирмы, но и люди здесь работали драгоценные. Теперь мы знаем ещё одного — в лицо (по фотографиям) и по имени.

erid: erid: