Париж как кавалер в танго » новости Екатеринбурга и УрФО

Париж как кавалер в танго

12-07-2014, 08:00
Париж как кавалер в танго
Фото:

На вернисаже «Танго в Париже» 10 июля в галерее «ПоЛе» (пр. Ленина, 50ж) действительно танцевали. И не какой-нибудь «быстрый танец», а настоящее аргентинское танго. И те, кто это прекрасно умеет, как специально приглашённые по такому особому случаю участники танцевальной студии. И присоединившиеся новички, и любители из публики. Даже художник попробовал себя в том самом танго, которому посвятил живописные полотна и пастели.

Это «Танго в Париже» не последнее, как в знаменитом фильме Бернардо БЕРТОЛУЧЧИ, а первое — первый проект галереи «ПоЛе» с екатеринбургским художником Игорем УСАЧЁВЫМ. Перед вернисажем арт-директор галереи Вера ЛЕБЕДЕВА рассказала ВЕ: «Нам захотелось помочь нынешнему прохладному уральскому лету, добавить тепла, яркости, эмоций, ведь танго — очень горячий танец. Художник начал «танцевать» его вот этими пастелями, сделанными к тематической выставке в Италии, и так увлёкся, что создал целый цикл из нескольких «танговых» серий. А вечный город Париж в живописных работах Игоря Усачёва — не просто место действия. Он и «декорация», и воплощение вечной темы любовных отношений, и участник разворачивающегося действия. Вечный город и вечный танец, как мужчина и женщина в этом страстном танце, ведут диалог…»

Анна ДЕНИСОВА рассказывает о Париже начала эпохи танго в живописи Игоря УСАЧЁВА. Фото: Наталья ЛОГИНОВА.

На каждой из работ выставки Игоря Усачёва «Танго в Париже», выполненных в технике пастели, — двое: он ведёт, она покоряется его власти. Но и партнёр зависим от своей партнёрши, её пластики, её желаний. Широкая юбка отозвалась вихрем на волны танца, стройные ножки напряжены и легки одновременно, женщина становится невесомой, покорной, подчинённой и остаётся недосягаемой загадкой, хотя и щека к щеке, и рука к руке, и оба танцора близки, как в любви. «Длинные», плавные движения, грация пантеры, пульсация горячей крови в танго двоих переданы художником живыми, динамичными, и возникает галлюцинация наяву. Эти пары танцуют прямо перед нашими глазами.

Историческая родина танго, конечно, не Париж. Но явившись в Европу из Латинской Америки в конце XIX века, танец многих шокировал своей эротичностью. В России и Германии его сочли настолько неприличным, что просто запретили. Это уже во второй половине XX века французская певица Мирей МАТЬЕ споёт на немецком языке: «Танго, в Париже танго…», словно компенсируя европейцам те давние годы без страстного танца. А в более свободном от предрассудков весёлом Париже в начале прошлого столетия был настоящий бум танго. Об этом времени специалисты по истории танца рассказывают, что парижане танцевали танго везде, где только можно, — в кафе, кабаре, на театральной сцене. Они дали имя танца духам и «знойному», как жаркое солнца юга, цвету — ярко-оранжевому.


«Эмоции» — работа 2014 года. Фото: Наталья ЛОГИНОВА.

Зарисовки к своим «танцевальным» работам Игорь Усачёв создавал, наблюдая за танцующими и в Италии, и в Испании. Так, рядом с одной из пастелей «Танго улиц» расположились на выставке две работы, где главный персонаж — тореадор. Его рискованный «танец» на арене перед смертоносными бычьими рогами очень похож на танго — пластикой, накалом чувства, до поры сдерживаемого, но которое вот-вот взорвётся под «музыку» раскалённых зрелищем трибун. И всё-таки на выставке — Париж, безоглядно, бесстрашно раскрывший объятья танго, как кавалер прекрасной даме.

Живописный Париж (холст, масло) перенесён Игорем Усачёвым на рубеж веков. Мощёные улицы, экипажи и первые авто, белые кружевные зонтики, дамы в шляпках, кавалеры в котелках и цилиндрах, уличные кафе под парусиновыми тентами. Сотрудница галереи «ПоЛе» Анна ДЕНИСОВА, показывая ВЕ этот Париж эпохи первого триумфа танго, объяснила, что художник в своих картинах слегка изменил облик города. Переместил фонтан в центр площади, «открыл» в перспективе улицы церковь Сакре-Кёр, которая в действительности отсюда не видна… Это атмосфера танго, в которой кружил и жил сам город.

«Танго в Париже» пленяет чувственностью, точностью и свободой воплощения танца художником, целой его эпохой в подробностях. А в работах 2014 года из этой серии («Эмоции», «Двое в старом кафе») ещё и выразительностью лиц героев. Выставка вызывает множество ассоциаций — музыкальных, визуальных. Мне же вспомнился фильм Этторе СКОЛА «Бал», где в парижском танцевальном зале проходит история Франции — от 1930-х до 1980-х. Без единого слова, только в танце. Художнику Игорю Усачёву тоже удалось многое рассказать о мужчинах, женщинах и вечном городе Париже без слов, в своём пастельном и живописном «танго».

erid: erid: