Высказывание танцующих поэтов » новости Екатеринбурга и УрФО

Высказывание танцующих поэтов

18-11-2011, 08:00
Высказывание танцующих поэтов
Фото:

В третий раз екатеринбургские зрители увидели в ноябре премьеру танцевальной команды «Киплинг» и рэпера Наума БЛИКА «Re:Поэты». Сцену предоставил Центр культуры и искусства «Верх-Исетский» (пл. Субботников, 1). Новый рэп-данс-спектакль создан на острых гранях жанров — классики русской поэзии, рэпа и contemporary dance (современного танца). Поэтому мы и увидим спектакль в четвёртый раз на большой сцене — в основной программе Международного фестиваля современного танца «На грани», который пройдёт с 28 ноября по 2 декабря в академическом Театре музыкальной комедии.

В спектакле играют семеро, и вот так — фронтально — его участники вышли вместе в финале. К этому финалу уже стало ясно, что все эти артисты — поэты, вне зависимости от исполняемых ролей (даже ролей недоброжелателей и врагов искусства). Их высказывания, пластические и текстовые, слились в единый поэтический message современникам. Так о чём же говорят поэты?..

Атмосфера советской эпохи, которая так остро ощущается в интерьерах здания ЦКиИ «Верх-Исетский», только играет на пользу проекту. Контраст обстановки и содержания вечера обостряет впечатления и заставляет внимательнее всматриваться в происходящее. За кулисами оказывается почти голая сцена — ни задника, ни декорационных драпировок — кирпичные стенные пробелы и минимум бутафории. Создатели спектакля, делясь в своё время замыслом, не обманули: история о Поэте действительно оказалась историей. После в фойе слышались разные отзывы: это больше похоже на шоу; это скорее концерт, чем спектакль; нет, это и есть современный театр… Впечатления противоречивые. Да и полный зал был неоднороден: от подростков в широченных штанах до серьёзных критиков. Но именно подобное дискуссионное отношение к постановке можно считать определённой победой создателей. Эксперимент в соединении жанров не остался незамеченным, его обсуждают, он дал повод задуматься.

Постановка выстроена на 12 треках, созданных музыкантом Наумом Бликом. Здесь стихи классиков русской поэзии читают как рэп. В центре сцены главный исполнитель — сам Наум Блик. Его абсолютно современный вид и наголо бритая голова (как бы в противовес кудрявой шевелюре Пушкина) не сбивают с толку: понятно, что перед нами Поэт. Анабиозное состояние, из которого персонаж периодически выходит (сон и пробуждение — лейтмотив постановки), словно антитеза извечному бунту поэта. Наум Блик, кстати, сидит не в инвалидной коляске, как может показаться в начале, а в офисном кресле — предмете знаковом для нашей трудовой повседневности. При этом, заметьте, как часто офисная семантика в художественных работах опасно близка с ущербной, искусственной.

Поэт выдаёт рифмы, словно выходит из комы, а экран аккомпанирует видеорядом. Под стихи Маяковского возникают кадры пережёвывания пищи. Гастрономическими метафорами Владимир Маяковский очень любил обозначать лень человеческой мысли и чувств.

Поэт восстал, наконец, из своего офисного (инвалидного) убежища. В словах всё больше воли, призыва, действие набирает и внешнюю динамику. В одном из фрагментов видеоряда пользователи сети «вКонтакте» предстают в качестве героев нашего времени. В другом — страшные сцены «Метрополиса» Фрица ЛАНГА о тотальном насилии, о потере человека. Выразительные кадры с лицами стариков сменяют друг друга в полной тишине зала. И после страха, смеха, скорби — строки Иосифа Бродского, а Наум Блик уже с чемоданом, и чёрно-белый поезд на экране мчится через тоннели… Стихи Бродского как внимательный взгляд из окна уходящего вдаль поезда. В них поэт не инвалид, не сатирик, не юродивый и не пророк, а путешественник или изгнанник.

Финальный трек на стихи Пушкина звучит триумфально и лихо: дистанция между поэтом и зрителем сокращается. Респект всем поэтам от рэпера — разным гениям, включённым и не включённым в поэтический материал постановки.

Спектакль вполне выдерживает традиционную сюжетную структуру. Мы можем, пусть и условно, прописать здесь некую событийную канву. К тому же порция contemporary dance от команды «Киплинг» выдвигает в образный ряд постановки целую толпу персонажей: Поэта окружали опасные посторонние, равнодушные наблюдатели, эксцентричные женщины, олицетворения человеческих пороков… Всё, что есть в стихах, есть и на сцене. Свет на сцене «Re:Поэтов», выхватывающий из рассказа то одну, то другую часть повествования, становится полноправным участником театрального действия.

Этот проект, как убеждаешься от спектакля к спектаклю, не статичен. Поиск продолжается в работе, в новых акцентах, редакциях. Наверное, на приближающемся Международном фестивале современного танца «На грани» постановка «Re:Поэты» привлечёт внимание зрителя главным образом уже хореографией «киплингов». Это интересная возможность проанализировать спектакль уже под другим углом зрения, благо формат эксперимента позволяет.

Анна АКИМОВА.

Фото: Дмитрий КОЛЬДЯЕВ.

На фото: Окружение не всегда поэтично и доброжелательно…

Фото: Дмитрий КОЛЬДЯЕВ.

На фото: Рэпер Наум БЛИК в истории Поэта и его оппонентов.

erid: erid: