Без купюр, в рамках жанра и вне пределов » новости Екатеринбурга и УрФО

Без купюр, в рамках жанра и вне пределов

20-09-2014, 08:00
Без купюр, в рамках жанра и вне пределов
Фото:

Музей истории Екатеринбурга (МИЕ) и его филиал — Фотографический музей «Дом Метенкова» стали книгоиздателями. 18 сентября музейщики устроили презентацию своих двух новых изданий разом. «Дом Метенкова» (ул. Карла Либкнехта, 36) был полон заинтересованными лицами — авторами, составителями, помощниками, непосредственно причастными к выходу в свет этих двух «томов», и гостями-друзьями музея — будущими читателями.

Книжную презентацию открыла директор МИЕ Ирина ЕВДОКИМОВА, представив авторов и подчеркнув необычность обоих изданий. Первый выпуск научного сборника «Вестник Музея истории Екатеринбурга» посвящён революционным процессам на Урале на рубеже XIX—ХХ веков и, помимо статей специалистов-историков, публикует добытые из архивов личные воспоминания участников событий — без купюр. Второе — итог многолетней работы музейщиков и архивистов, представленный в фотоальбоме с названием, говорящим само за себя: «Екатеринбург. История города в фотографии». Презентацию начали с «Вестника». Замдиректора музея по науке Нинель БРИТВИНА «перелистала» страницы сборника на экране и рассказала, почему наш первый «Вестник» — действительно первый в этой исторической теме.


«Вестник Музея истории Екатеринбурга» №1 представила Нинель БРИТВИНА. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Эти страницы — новые во всех смыслах. Только что вышедшие из типографии, они по-новому открывают прошлое Екатеринбурга и Урала. В первом научном «Вестнике Музея истории Екатеринбурга» представлены новые статьи-исследования известных историков — Ольги ПОРШНЕВОЙ, Евгения КУРЛАЕВА, Николая КОРЕПАНОВА, археолога Сергея ПОГОРЕЛОВА, ведущего научного сотрудника МИЕ Евгения БУРДЕНКОВА. Впервые именно в этом сборнике мемуары уральских участников событий первой русской революции опубликованы так, как они написаны, — без купюр. В течение всего периода советской власти очень малая часть подобных воспоминаний публиковалась — лишь идеологически выверенные «личные свидетельства». Они настолько тщательно редактировались и «фильтровались», что теряли суть подлинного исторического источника, приближаясь к мифу.

Роль партии большевиков превозносилась как ведущая везде и всюду, пролетариат представлен как главная сила всех революционных событий. Хотя на самом деле на первых нелегальных сходках в Екатеринбурге большинство присутствующих составляли представители интеллигенции, учащиеся и… приказчики. Люди из тех социальных слоёв, которых «с точки зрения победившей партии» трактовали как однозначно уступающих рабочим в своей «природной» революционной сознательности. Музей истории Екатеринбурга был прежде Мемориальным музеем Я. М. Свердлова, здесь накоплено множество материалов о Свердлове, не востребованных в советский период, не вписывающихся в однозначный образ «пламенного трибуна». Музейщики планируют продолжить тему в научном сборнике 2015 года и, конечно, «без купюр».

Среди гостей презентации были ведущие сотрудники Государственного архива Свердловской области, муниципального учреждения «Столица Урала», с участием и поддержкой которых — персональной и организаций в целом — рождались и родились эти издания.


Артём БЕРКОВИЧ рассказывает об альбоме «История города в фотографии». Фото: Екатерина ТИТОВА.

Фотоальбом «Екатеринбург. История города в фотографии» создан в сотрудничестве Фотографического музея «Дом Метенкова» и Государственного архива Свердловской области. У 200-страничного тома два составителя — Ольга БУХАРКИНА (ГАСО) и Артём БЕРКОВИЧ («Дом Метенкова»). Представлял общий труд на презентации Артём Беркович.

В стенах этого самого дома, где и располагается сейчас Фотографический музей, носящий имя владельца, жил и работал Вениамин МЕТЕНКОВ. Его работы, отпечатанные с негативов-оригиналов, составляют основу издания. Знаменитый фотограф был мастером в жанре видовой фотографии. Старый Екатеринбург предстаёт в его снимках в разнообразии архитектурного и пространственного облика — то с высоты своих колоколен, то непосредственно на улицах. Пионер цветной фотографии Сергей ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ бывал в доме Метенкова, фотографировал Екатеринбург, причём иной раз с тех же точек, что и наш земляк. Особенность фотоальбома не только в этих уникальных снимках профессионалов, но и в том, что на его страницах мы встречаем фотографии, созданные любителями, чьи фотоархивы сохранены в ГАСО. И эти снимки, снятые свободно, вне рамок какого-либо жанра, открывают нам ушедший старый город в живых лицах. Артём Беркович подчеркнул, что без этих фотографий «вне жанра» издание фотоальбома не состоялось бы.

Особую атмосферу презентации «обеспечила» выставка, на фоне которой мы по-новому рассматривали страницы истории нашего города — экспозиция «На Урале» выдающихся фотографов Метенкова и Прокудина-Горского. Научный «Вестник» и фотоальбом придут к читателям: Музей истории Екатеринбурга передаст экземпляры новых изданий в библиотеки.

erid: erid: