Две вечные музы — история и страна » новости Екатеринбурга и УрФО

Две вечные музы — история и страна

9-10-2014, 08:00
Две вечные музы — история и страна
Фото:

Страна загадочная, таинственная, романтичная и непредсказуемая — Россия. Для всего мира это утверждение давно стало аксиомой. «Загадочную русскую душу», «тайны русской психологии», «парадоксы русской истории» всё время пытаются исследовать и разгадать многочисленные психологи, историки, этнографы. Но как тут разгадаешь, когда сами для себя мы вот уже много столетий являемся загадкой, этакой шкатулкой-матрёшкой с множеством секретов. Только откроешь одну, вздохнёшь с облегчением понимания, а там уже вторая, третья, и конца краю им не видно. Но художникам видно. И когда удаётся изобразить «подсмотренную» суть красками на холсте, мы тоже всматриваемся — по-другому, пристальнее… Такой «портрет» России сейчас представлен в Музее изобразительных искусств (ЕМИИ, ул. Вайнера, 11). Здесь открылась персональная выставка известного екатеринбургского художника Александра АЛЕКСЕЕВА-СВИНКИНА «Русский мир».

Экспозиция впечатляет. 60 монументальных полотен, написанных в различные периоды творчества художника, составили яркую картину «русского мира», каким его видит Александр Алексеевич. Среди них — «Татищев», написанный в 1985 году, включённый в музейное собрание отечественной живописи…

Художник Александр АЛЕКСЕЕВ-СВИНКИН создал свой «Русский мир» на персональной выставке в Музее изобразительных искусств. Этой выставкой автор отметил солидную дату — сорокалетие творческой деятельности — и вновь представил нам своих двух муз, которые «не ходят одна без другой». На фоне выставки Александр Алексеевич и начал для ВЕ свой рассказ.

«Прощание славянки». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

— Россия — тема вечная. На неё можно смотреть с очень разных точек зрения. Был период, когда мне очень нравился мой метод — сказочный реализм. К примеру, в середине 90-х персонажи, которые в изобилии приходили к нам с экранов и из прессы, были в большинстве своём криминально-маргинальные. Мне и захотелось как-то украсить жизнь, внести в неё другие краски. Так появились в моих картинах Маша и Медведь, Лев Толстой. Было желание рисовать сказочных русских царей в бармах, шапке Мономаха или Стеньку Разина с княжной. Или писать Птицу Сирин, нашу птицу счастья, ангелов, расправляющих охранительные крылья над нашей страной…

На выставке эта тема ярко и вдохновенно воплощена в таких работах, как «Прощание славянки», «Плотник», «Колхозник», «Страда». Лично мне несказанно нравится удивительно уютная картина, казалось бы, в отсутствие персонажей — «Лопух». Это тоже «русский мир» с его деревенскими пятистенками, покосившимися заборами и монументальным лопухом, подставляющим солнцу и дождю свои широкие ладони. Он и есть здесь персонаж-символ нашего русского упрямства, простодушия, живучести. И красив же этот лопух!.. Как, впрочем, и любой персонаж Александра Алексеева. У этого художника есть особый дар — что бы он ни рисовал, всё у него выходит каким-то «вкусным», кого бы ни живописал — получаются колоритными, обаятельными, пусть кто-то и «отрицательным» обаянием. К примеру, такими получились его Собакевич, Чичиков, Ноздрёв в гоголевском цикле по «Мёртвым душам».

— Больше всего меня интересует историческая живопись, увлекают задачи, которые решали в своё время РИВЕРА и СИКЕЙРОС, создавая поистине грандиозные гигантские фрески, ставшие памятником своему времени. Заметьте, у нас сейчас эту нишу заняла реклама. Монументальная реклама…

И всё же история, эта вечная муза Александра Алексеева-Свинкина, смотрит на нас прямо на этой выставке — с монументального полотна «Всадники Апокалипсиса». Картина, созданная в 2014 году, посвящена трагическим событиям, происходящим в Украине. Художник размышляет:

— Одно из предназначений искусства — осмыслять то, что происходит с человечеством. Но когда пишешь работу на тему войны 1914 года — это одно, а когда обращаешься к трагедии, которая происходит в наши дни, — это уже совершенно другое. Мне очень хотелось бы как-то помочь людям, которые сейчас оказались в эпицентре этой трагедии. Может быть, организовать аукцион своих работ в пользу пострадавших. А быть может, даже поехать на места событий и там создать фреску…

Художник, всё воспринимающий гораздо острее, нежели обычные люди, воплотил современную трагедию в классическом сюжете. Вот только страшные всадники Апокалипсиса несутся не по библейской равнине, а среди сегодняшних городских зданий. Жуткий минотавр изрыгает сноп огня, будто ракетная установка… А рядом с этой работой сияет лик Богородицы. И её светлый взгляд утешает страждущих. Так было и будет в «русском мире». Здесь рука об руку идут радость и печаль, добро и зло, шум и тишина. Он слишком велик, этот мир, слишком многообразен. Но в этом «слишком» и есть тайна, которую неустанно разгадывает художник Александр Алексеев-Свинкин, русскому миру принадлежащий.

Из досье

Александр АЛЕКСЕЕВ-СВИНКИН родился в 1952 году. В 1971 году окончил Свердловское художественное училище. С 1974 года — участник городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных выставок. С 1978 года — член Союза художников СССР. Работы мастера находятся в музеях Екатеринбурга, Перми, Нижнего Тагила, Ирбита, Красноярска и в частных коллекциях в России, Франции, Италии, Израиле и США.

erid: erid: