Живописный ответ на русскую загадку » новости Екатеринбурга и УрФО

Живописный ответ на русскую загадку

24-11-2016, 15:23
Живописный ответ на русскую загадку
Фото:

Над вопросом «Что же такое «русский мир»? уже не одну сотню лет бьются могучие умы. Но вопрос остаётся загадкой, словно его задали только вчера. И любая попытка ответа встречается с неугасающим интересом. Сейчас свои версии предлагает нам один из самых известных художников Екатеринбурга Александр АЛЕКСЕЕВ. Его персональная выставка в галерее «Альбом» Музыкального училища им. П. И. Чайковского (ул. Первомайская, 22) так и называется: «Русский мир». Вход за «ответами» и впечатлениями — свободный. А сам художник объясняет своё обращение к этой теме так:

— Россия для меня — это страна удивительной красоты и загадочной истории, волшебных сказок и трагических конфликтов. А «Русский мир» — тема воистину неисчерпаемая и всегда меня волновавшая. Я как будто собираю из кусочков огромный цветной витраж. И каждый из них важен для общей картины.

Сравнение живописи с витражом, пропускающим солнечный свет, приходит и к зрителю, увидевшему экспозицию. Золотистый, сияющий свет пронизывает, кажется, каждый сантиметр полотен Алексеева. Этот свет запутывается в кудрях «Русской красавицы», струится из окон той самой «Избушки» — как у ЕСЕНИНА, «несказанный», играет на златотканых одеждах «Царя Алексея Михайловича»…

«Праздник». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Художник Александр Алексеев продолжает рассказ о своей работе над живописным циклом «Русский мир» и одноимённой выставкой в галерее «Альбом»:

— Когда смотрю на старинные византийские иконы, от которых берут начало традиции нашей иконописи, мне всё время чудится в этих печальных ликах некое предвидение тех испытаний, через которые ещё предстояло пройти России. Помните старое стихотворение о Москве: «И под пеплом ты лежала Полонённою, и из пепла ты восстала Неизменною!» Так и Россия, как её первопрестольный град, всегда возрождается, словно феникс. Происходило это уже не один раз. В чём же загадка возрождений? Об этом и ещё о многом другом я размышляю в цикле «Русский мир». В первой его части решаюсь поговорить о небесных покровителях России. На выставке показываю три работы — «Богородицу», «Спасителя» и «Архистратига Михаила». Надеюсь, они получились торжественными, во всяком случае, я к этому стремился.

Получились. Когда смотришь на эту живопись, действительно, испытываешь некий трепет. Работы Алексеева практически всегда внушительны и монументальны (за маленький размер он вообще берётся редко и неохотно), а уж когда под его кистью рождаются образы небесных покровителей России, то к «большому живописному стилю» Алексеева добавляется ещё и воистину органное величие сюжета.

Впрочем, и следующие работы «Русского мира» не менее торжественны. И «Крестьянка», поднимающая на вилы копну золотистого сена, и «Плотник», в котором ощущается нечто библейское, и «Прощание славянки» — трагичное и наполненное надеждой одновременно… Они повествуют о людях и судьбах России с теплотой и проникновенностью, свойственными этому художнику.

«Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет…» Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

— Конечно, для меня «Русский мир» — это мир добра, любви, труда и творчества. Мы умеем веселиться, но умеем и работать. Поэтому я включил в этот цикл и своего «Колхозника», и «Плотника», и «Крестьянку». Мне захотелось поговорить здесь и о русской литературе, нашей великой литературе, без которой Россия не была бы Россией. Именно в этом контексте меня всегда интересовал мир ГОГОЛЯ, его «Мёртвых душ». Живописные портреты гоголевских персонажей — и «Ноздрёв», и «Собакевич», и «Чичиков» — это тоже Россия. С её пороками, с её баснословной ленью, с её нелепицами, которые и порождают феномен «мёртвых душ». А ещё для меня «Русский мир» — прекрасный мир русской сказки, Ивана-царевича и Василисы Прекрасной, добра и любви, которые всегда побеждают зло.

«Русский мир» Александра Алексеева — это ещё и чудные небесно-голубые «Колокольчики», которые цветут в шёлковой траве-мураве, и обаятельный натюрморт «Картошечка», и монументальный «Лопух», что растёт под любым российским забором. Россия — это и портрет дочери, вполне современной девушки, сидящей в кресле и внимательно смотрящей на своего знаменитого отца. Выставка «Русский мир» — живописная поэма художника, которая приглашает к размышлению и отвечает на какие-то главные вопросы. Ответы Александра Алексеева, мне кажется, полны оптимизма.

erid: erid: