Печальный идальго в доспехах сатиры » новости Екатеринбурга и УрФО

Печальный идальго в доспехах сатиры

11-10-2014, 08:00
Печальный идальго в доспехах сатиры
Фото:

Всего 7 литографий и офортов из большой серии «Всё о Дон Кихоте» (1980—1990-е годы) составили персональную выставку московского графика Игоря СМИРНОВА программы продолжающегося II биеннале-фестиваля «Урал-Графо» — в Художественном музее Эрнста Неизвестного (ул. Добролюбова, 14).

Проект инициирован Свердловским региональным отделением Союза художников (как, впрочем, и весь биеннале-фестиваль) и вдобавок органично вписан в музейный проект «Уральский депозитарий». Старший научный сотрудник музея Игорь ГАННИК рассказал ВЕ, что с прошлогоднего декабря в нём уже участвовали Миша БРУСИЛОВСКИЙ, Сергей ГРИГОРЬЕВ (Серёжа Пикассо), Ирина БИЗЯЕВА, Марина РАЖЕВА, Даниил СИТНИКОВ, Юрий КРЫЛОВ.

«Мы выбираем для проекта тех художников и те их работы, что по духу, по экспрессии, по остроте воплощения близки творчеству Эрнста НЕИЗВЕСТНОГО. Графика Игоря Смирнова, безусловно, соответствует концепции нашего депозитария современного искусства…»

Экспозиция, можно сказать, — мини, и хотелось бы, конечно, увидеть действительно всё из графической серии «Всё о Дон Кихоте», но и эти 7 работ впечатляют. Не количеством и не размерами…

Роман СЕРВАНТЕСА «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — любимая книга художника Игоря СМИРНОВА. Графическое жизнеописание её героя (своего любимого) он создаёт более 30 лет. По художественной специальности, им самим однажды и давным-давно для себя выбранной, академик Российской академии художеств Игорь Алексеевич Смирнов не просто график, а карикатурист. К тому же в высшем ранге — академик Французской академии карикатуры, обладатель множества российских и международных титулов и наград. В июле 2014 года в выставочном зале РАХ к 70-летию художника была развёрнута большая выставка его работ «Карикатура». Здесь и яблоко, на которое свалилась чья-то глупая башка (ровно наоборот, чем в случае с Ньютоном), и современное распятие — кого-то прибили за руки за ноги к обочинам дороги, и прямо по нему идущие вперёд оставляют на его пиджаке грязные следы башмаков и сапог. Здесь и лодка, в которой, едва умещаясь, свешиваясь телесами по бокам бортов, сидит некто одинокий в чиновничьей «униформе» — его широкая спина невыразимо грустна, его маленький «светильник разума» обращён в неведомое…

В Екатеринбург на выставку II биеннале-фестиваля «Урал-Графо» эти «окарикатуренные» Смирновым страдальцы-бюрократы не приехали, не приехал лично и сам действительный член Российской академии художеств. Зато прибыл его Дон Кихот.

Сервантес поначалу писал свою книгу как пародию на популярные рыцарские романы. Получилось нечто совсем иное. Теперь Дон Кихот стал героем карикатур, которые вызывают не тот хохот, о котором пользователи социальных сетей пишут «ржу ни магу». Другая реакция — горькая, часто сострадательная улыбка, почти гримаса, и печаль, почти такая, что испытывал, потерпев очередное поражение от ветряной мельницы, рыцарь бедный, «с виду сумрачный и бледный, духом смелый и прямой». Смирнов помещает Дон Кихота во всё новые фантастические, похожие на нашу действительность обстоятельства, и герой оказывается то в плену в клетке-мельнице (в тюрьме собственных иллюзий или реальном узилище?), то с флагом на копье, который на ветру закрывает бедняге глаза, ослепляет… Ветхие романтические латы художник заменил доспехами сатиры, которые защищают Дон Кихота от тех, кого якобы именно его «светлый образ» вдохновляет на ложь, лицемерие, манипулирование людьми, бесстыдные корыстные затеи… Кто только не называет себя «последним романтиком», кто только не прикидывается Дон Кихотом. Даже Смерть напялила на череп тазик для бритья, но в руках-то у неё зазубренная от частого употребления коса на древке от того знамени или копья. Дон Кихот тихо присел у пьедестала, на котором красуется ветряная мельница. Он скорбит о поверженном враге? Переживает, что больше нет цели для борьбы? Мне кажется, это — прижизненный памятник победившей Ветряной Мельнице. Дон Кихот не нужен.

Председатель Свердловского регионального отделения Союза художников России Сергей АЙНУТДИНОВ рассказал, что уже 10 октября откроется ещё одна выставка программы «Урал-Графо» в Доме кино (ул. Луначарского, 137). Это будет продолжение самой многочисленной экспозиции-номинации «Печатная графика». Сергей Айнутдинов (тоже не только график, художник анимационных фильмов, но и карикатурист) напомнил, что «донкихотские» листы Игоря Смирнова, сейчас не представленные, мы уже видели. Два года назад, на I фестивале «Урал-Графо». Например, тот офорт, где Дон Кихот держит на руках младенца. Подкинули ребёночка добрейшему простаку, пусть, мол, думает — подарок от Дульсинеи. Может быть, печальный идальго воспитает подкидыша так, что мальчик не повторит ошибок приёмного отца. Или парень решит, что это и не ошибки вовсе. Карикатура?..

erid: erid: