Нежный и белоснежный в женских образах » новости Екатеринбурга и УрФО

Нежный и белоснежный в женских образах

22-11-2014, 08:00
Нежный и белоснежный в женских образах
Фото:

Фарфор — дело тонкое. Без ироничного подтекста, буквально. Хрупкий, звонкий, белоснежный, он словно пришёл к нам из какого-то другого, более совершенного и гармоничного мира, где небеса синее, вода прозрачнее, листва зеленее, а птицы с утра до ночи поют песни на цветущих ветвях. Не удивительно, что особенно хороши в фарфоре женские образы. Этот материал как будто специально создан, чтобы воплощать точёные дамские ручки, румяные щёчки, лилейные шейки, прихотливые складки юбок и золочёные башмачки, которые так любили носить «простые пастушки» Франсуа БУШЕ.

Впрочем, как оказалось, ничуть не хуже в фарфоре можно воплощать рабочие комбинезоны, косынки, всякие инструменты или домашнюю живность, как в этой фигурке «Птичница» Сысертского фарфорового завода, если… Если их хозяйка — женщина. Это весьма наглядно и убедительно представлено в экспозиции «Фарфоровые дамы» в выставочном зале Дома детского творчества ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА (ул. Щорса 80а). Выставка проходит в рамках проекта Года культуры «Музы Екатеринбурга», который организовал Екатеринбургский союз женщин. Вход — свободный.

«Штукатурщица». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Среди «Фарфоровых дам» на выставке изделий сысертских мастеров не только «статусные» сказовые дамы. Рассказывает для читателей ВЕ куратор выставки Зинаида АБАКУМОВА:

— Выставку мы готовили целый год. А началось с того, что познакомились с замечательной книгой «Уральский фарфор». Я и сама из Сысерти, знала очень многих, кто здесь работал на фарфоровом заводе. Многие вещи, представленные в альбоме, рождались на моих глазах. Не секрет, что фарфор на Урале переживает сейчас не лучшие времена. Завод в Богдановиче закрыт, остался только в Сысерти. Но фарфор при всей его хрупкости удивительно долговечен. Это доказывают девочки, женщины, дамы, собранные на выставке из личных коллекций сысертских «фарфористов»...

Вот «Штукатурщица» — настоящая фабричная девчонка, о таких, как она, с нежностью написал драматург Александр ВОЛОДИН в своей «Фабричной девчонке». Этих «штукатурщиц» в своё время создали и выпустили в свет в Сысерти во время строительства нового заводского цеха. Моделью послужила одна из реальных девушек, работавшая на стройке. В Сысерти вообще умели почувствовать и передать в фарфоре дыхание времени. Что бы здесь ни создавали, «Птичницу» или «Читающую девушку», «Уральскую рябинушку» или «Хозяйку Медной горы», эти образы были на удивление современны людям 1970-х годов ХХ века. Большинство представленных коллекционных фигурок датированы именно этим временем. Тогда изделия Сысертского завода сразу приживались в домах, становились своими, родными, дарили уют скромным комнатам и квартиркам. Фигурки эти бережно хранили… На фоне выставки Зинаида Абакумова продолжает свой рассказ:

— Помню, как в первый раз увидела знаменитый сысертский «Золотой волос». Все мы в детстве читали знаменитую чешскую сказку про Златовласку, Иржика, злого короля… Павел Петрович БАЖОВ нашёл в уральской мифологии, осмыслил и создал свой вариант Златовласки, только гораздо более драматичный. Знаете, когда живешь в бажовских местах, а в Сысерти всё проникнуто атмосферой сказов Павла Петровича, понимаешь, какое огромное дело им сделано. Чтобы создать эпос, требуются усилия тысяч людей на протяжении веков. А у нас всё это сделал в течение одной жизни один-единственный гениальный человек. Так что бажовские образы для фарфористов Сысерти особенно дорогие. В фигурке «Золотой волос» это ясно чувствуется.

Сысертская «Хозяйка Медной горы». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Выставка «Фарфоровые дамы» проходит в рамках проекта «Музы Екатеринбурга». Этот проект в Год культуры осуществляет на различных выставочных площадках Екатеринбургский союз женщин. Коллекционные сысертские «Фарфоровые дамы» придали ему звонкое, как сам фарфор, звучание. Председатель Екатеринбургского союза женщин Ольга ГАПОНЕЦ считает:

— Главной дамой этой выставки, конечно, стала «Хозяйка Медной Горы», — говорит она. – Мне кажется, её фарфоровая фигурка, созданная сысертскими мастерами, — удачное воплощение образа уральской женщины, её красоты, стойкости и таланта. Это замечательно, что у нас есть такой символ. И то, что две такие замечательные женщины, как Зинаида Абакумова и Оксана ФЕДОСЕЕВА, одна из авторов книги «Уральский фарфор», делают так много для того, чтобы уральский фарфор обретал всё большую известность, доказательство того, что наши «музы Екатеринбурга» добиваются успеха, за что бы ни взялись.

Выставка фарфора продолжает пополняться. Прослышав об инициативе Зинаиды Абакумовой, сюда приходят коллекционеры и знатоки уральского фарфора, неравнодушные к его весёлому, звонкому чуду, в котором воплощена женственная красота и грация. Часто они не только смотрят коллекцию, но и рассказывают о своих семейных фарфоровых реликвиях, передающихся из поколения в поколение.

erid: erid: