Шило, ножницы, «крутая» бумага… » новости Екатеринбурга и УрФО

Шило, ножницы, «крутая» бумага…

6-03-2015, 08:00
Шило, ножницы, «крутая» бумага…
Фото:

В этой творческой работе присутствует почти всё, что в старой игре, кроме камня. И «на выходе» — не удовольствие от выигрыша в минуты нехитрого досуга, а рукотворные чудеса. Незабудки, одуванчики, тюльпаны, эхинацеи и прочие украшения природы из венка богини Флоры превратили зал Библиотечного центра «Екатеринбург» (БЦЕ, ул. Мамина-Сибиряка, 193) в удивительный сад. Такой цветник встретишь разве что в фантазиях или во сне. Но он есть — перед нашими глазами, наяву.

Цветущие растения в индивидуальных красивых рамах — на стенах, как картины. Миниатюрные букетики, соцветия на ветках и «плюшевые» медвежата в объёмных застеклённых «кубиках» — на огромном столе, как произведения малой пластики. Материал для их «цветения», для их образов — бумага. Бумага здесь не прикидывается ни тканью, ни керамикой, ни воском. Но в своих перевоплощениях, в «накрученных-наверченных» цветах, листьях, бутонах, стебельках, в крошечных медведях «из детской» кажется податливой, как шёлк, воск или глина. Всё дело в «крутом» квиллинге их создательницы Виталины МИНЬКО. Квиллинг, иначе — бумагокручение — техника ручного творчества, которой Виталина увлечённо занимается уже 10 лет и непрерывно совершенствует своё умение. «Магия бумаги», расцветающая с 4 марта в БЦЕ, — её первая персональная выставка.

Бумага изначально была не простой, а золотой. По легенде, в средневековой Европе монахи, выравнивая золотые обрезы фолиантов, жалели выбрасывать «отходы производства». Они накручивали узкие, такие красивые бумажные полоски на концы гусиных перьев, которыми до этого тщательно выписывали каждую букву в книге. И получалось у монастырских рукодельников множество золотых миниатюр — спиралей, конусов, столбиков — вполне приличное украшение для храма. Отсюда возникло название этого творческого бумагокручения. По-английски quill означает «птичье перо».

Виталина Минько, мастер квиллинга и автор выставки «Магия бумаги», нарезанную бумагу накручивает на шило. Конечно, не сапожное, со специальной иглой. Виталина не взяла на свой вернисаж в Библиотечном центре «Екатеринбург» ни шила, ни ножниц, ни бумаги, но показала по нашей просьбе без инструментов для квиллинга «пластический этюд». Забавно, движения напоминают ту самую игру «Камень, ножницы, бумага», — задействованы обе руки. Её пальцы перебирали воздух, как в процессе бумагокручения, когда появляются лепестки цветов, их яркие сердцевинки. Наш воображаемый мастер-класс происходил в окружении созданных за годы творчества, расцветших в её руках артефактов.

Более 30 авторских произведений Виталины и с десяток работ её учениц действуют магически. Поражает и результат, и то, как это сделано. Про эти цветы никак не скажешь, что они напоминают гербарий. И банальное сравнение «как живые» здесь неуместно. Картины Виталины не для того, чтобы по ним изучать виды цветущих растений, где у них тычинки да как расположены лепестки. Здесь «цветут» образы цветов. Жёлтые и фарфорово-белые нарциссы покачиваются на хрупких стеблях от тяжести собственных прекрасных головок. Неведомые, разных оттенков зелёного (!) цветочки вырастают, кажется, прямо из края рамы. Ветку с фиолетовыми цветами чуть-чуть взволновал ветер, и её тёмные листья кое-где посветлели, перевернулись наизнанку. А веточка лимонного дерева одновременно и цветёт, и плодоносит, золотится маленькими лимончиками. Ягоды рябины прихвачены морозцем. И рябинка, и следы инея — бумажные.

Лимоны внутри полые. Как и рябиновые ягоды, как и плоды шиповника, — как все трёхмерные бумажные персонажи. Не только растительного происхождения, но и «животного». У «плюшевых» медвежат тоже всё из бумаги, кроме бисерных глаз, — «и душа, и одежда»: ворс шкурки, даже нос крученные-верченные. Каждый выставочный цветочек одуванчика или незабудки сначала был полосками бумаги, во множестве нарезанными острыми ножницами, виртуозно «выкручен» руками с помощью шила-иглы, ювелирно закреплён в чашечку каплей клея и только потом вписался в композицию, стал частью картины.

Профессиональный парикмахер Виталина Минько рассказала нам, что ей частенько задают смешной вопрос:

«Вы занялись квиллингом, потому что любите стричь?..»

Любит, но не поэтому. Её мама, преподававшая в детском саду, в клубе, в школе, была увлечена своей работой, которую считает творческой, а бабушка работала фотографом. Виталина — творец в третьем поколении. Профессиональные навыки парикмахера, конечно, подспорье квиллингу, как и квиллинг — им. Но бумагокручение «закрутило» Виталину от желания делать руками что-то новое и необыкновенное:

«Носки вязать? Ну нет, это скучно. Не для успокоения нервов, а для работы с настроением».

Насчёт квиллинга просветил Интернет, заинтересовалась, попробовала, получилось. Узнала, что в Москве есть Центр корейского бумажного искусства. И вот уже 6 лет она занимается бумагокручением с его преподавателями. Инструменты у неё теперь специальные, качественные, бумага — особая, корейская «ханда» всевозможных оттенков. Виталина собирается освоить новые техники — бумажную живопись, бумагопластику:

«Я так далеко ушла по этому «бумажному» пути, что уже не могу остановиться…»

И не надо остановок. Разве что на время — на новой выставке, которая наверняка последует за первой «Магией бумаги» в долгосрочном и успешном проекте БЦЕ «Уральские самородки».

erid: erid: