Чугун советского периода » новости Екатеринбурга и УрФО

Чугун советского периода

24-03-2015, 08:00
Чугун советского периода
Фото:

Шедевр мирового значения, триумфатор Всемирной выставки в Париже 1900 года известен всем. Каслинский чугунный павильон встречает каждого входящего в Музей изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5). А вокруг него расположена постоянная «чугунная» экспозиция лучших произведений каслинских мастеров художественного литья разных лет. Но вот 20 марта мы миновали павильон и его малых «родственников» и прошли в другой зал, где шла подготовка к вернисажу, открывающему незнакомые нам страницы в творчестве художников-литейщиков.

Чугунные фигуры и лики вождей мирового пролетариата, пионеры и спортсмены в трусах, композиции в виде ленинского броневика-мавзолея и земного шара, который венчает советская девушка в окружении голубей мира, космонавты… Разноликая безмолвная экспозиция рассказывает о новейшей истории и старинного Каслинского завода, и страны: с 1918 по 1991 год. Она именована в духе того советского периода, когда даже в название колхоза с пафосом вкладывали уверенность в светлом будущем социализма — «Заря изобилия». Титульную работу выставки представила нам директор Каслинского историко-художественного музея Валентина АНДРИЯНОВА, из фондов которого и прибыла в ЕМИИ эта «Заря…» 1956 года скульптора Павла АНИКИНА.

«Гимн Советского Союза» создал в чугуне Павел АНИКИН (1944 год). Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Первым советским скульптором на Каслинском заводе стал… барон. Константин КЛОДТ, внучатый племянник знаменитого создателя укротителей коней на Аничковом мосту в Петербурге. И другие известные скульпторы работали с мастерами-каслинцами — Евгений ВУЧЕТИЧ, автор памятников в берлинском Трептов-парке и на Мамаевом кургане, Матвей МАНИЗЕР, чей бажовский скульптурный портрет стоит на екатеринбургской Плотинке. Его жена и коллега Елена ЯНСОН-МАНИЗЕР воплотила в чугуне своё увлечение балетом, а Николай ТОМСКИЙ повторил в чугуне свой ленинградский памятник КИРОВУ — их работы стали экспонатами выставки.

Но чаще других на этикетках у экспонатов встречаем фамилию ГИЛЁВ. И первую экскурсию для ВЕ провела со щёткой в руках, одновременно продолжая подготовку к вернисажу, обладательница этой знаменитой фамилии — завотделом художественного металла ЕМИИ Ксения ГИЛЁВА. Её дед Александр Семёнович ГИЛЁВ был главным скульптором Каслинского завода. Среди его произведений на выставке — портрет его отца, прадеда Ксении, знаменитого каслинца Семёна Михайловича ГИЛЁВА. Он дорог нашему музею особенно — в 1957—1958 годах был руководителем и непосредственным участником первой реставрации Каслинского павильона, его сборки и восстановления.

А история воссоздания каслинского художественного производства «на советской основе», начавшаяся после войны гражданской, была прервана Великой Отечественной войной. Мастера стали «художественно лить» для фронта — снаряды, мины. Тогда на территории цеха, где раньше производились изделия, разместилось ремесленное училище № 18. Производство художественного литья было восстановлено лишь в 1944 году силами 18 мастеров, передававших в сложные военные годы свои знания и опыт учащимся РУ № 18. Рассказывает Ксения Гилёва:

Моделью для «Лесопосадчицы» Александра ГИЛЁВА (1950 г.) стала жена скульптора. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

— Долгое время в музейной среде эталонным, ценным признавалось лишь художественное литьё из чугуна дореволюционного периода, выполненное по моделям ведущих западноевропейских и русских скульпторов. К советскому чугуну относились как к ширпотребу, утратившему свою художественную составляющую. Да, тиражированное литьё уступало по качеству старым отливкам, но это не относится непосредственно к авторским моделям. Сегодня эти скульптуры востребованы коллекционерами даже больше, чем их предшественники.

На выставке представлено более 200 экспонатов из фондов Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Каслинского историко-художественного музея, Каслинского завода архитектурно-художественного литья и из частных коллекций. В советский период мастера трудились в соответствии с единственным направлением в отечественном изобразительном искусстве — социалистическим реализмом. Но и здесь им, талантливым, удавалось создавать авторские работы в индивидуальном стиле, будь то портрет кого-нибудь из «властителей дум» или фигуры рабочих-колхозников-пионеров-спортсменов-космонавтов. Антураж — советский, а вот лица — человеческие, выразительные, неповторимые. Стоит посмотреть внимательно на работы Александра Гилёва, Павла Аникина, Сергея МАНАЕНКОВА, Александра ЧИРКИНА, Александра ПРОСВИРНИНА.

На выставке «Заря изобилия» представлен и портрет легендарного каслинца Василия ТОРОКИНА, ставшего прототипом бажовского сказа «Чугунная бабушка». Мастер держит в ладонях свою знаменитую скульптуру «Старуха с прялкой». По-бажовски получилось: работа — штука долговекая. И чугун — тоже.

erid: erid: