Танцующие в темноте » новости Екатеринбурга и УрФО

Танцующие в темноте

14-04-2015, 08:00
Танцующие в темноте
Фото:

Сказка братьев ГРИММ и сюжет петрушечного представления из русского фольклора соединились в премьере «Стоптанные на балу туфельки» на Малой сцене нашего ТЮЗа (ул. Карла Либкнехта, 48). Казалось бы, тайна раскрыта уже в названии, и нечего гадать, где же пять принцесс умудрились за пару лет стоптать пять тысяч пар дорогих нарядных туфель. Но тайна в спектакле есть. И не только в сюжете. Хотя царь (здесь он не европейский король, а именно русский царь рубежа прошлых столетий в исполнении Вячеслава ОТСТАВНЫХ) совершенно растерян. Он одержим целью узнать, где же происходит это еженощное истребление дорогой обуви: так ведь и разориться недолго! Девочки не сознаются, но каждое утро строгая Гувернантка со скорбно насупленными бровями (Валентин СМИРНОВ) собирает в ящик из-под девичьих кроваток сношенные до дыр золочёные с бантиками туфли — вещественные доказательства для предъявления царю.

А принцессы-то, оказывается, танцуют в темноте в таинственном саду, пробираясь туда через заповедный подземный ход, что спрятан под кроватью старшей из них. Каждую ночь они, прекрасные, светлые, весёлые, становятся на балу самими собой, дышат сладким воздухом свободы. И кружатся, кружатся в запретных танцах, и темнота для них желанней светлого дня в постылых благовоспитанных рамках приличий.

Автор идеи, режиссёр и художник нового спектакля ТЮЗа «Стоптанные на балу туфельки» Эмили ВАЛАНТЕН известна екатеринбуржцам. Мэтр европейского театра, глава собственной театральной компании, на её счету имеются и постановки для Авиньонского фестиваля и в самом знаменитом театре Парижа «Комеди Франсез»… Ровно пять лет назад она поставила спектакль в Екатеринбурге, в Театре кукол. Российско-французская театральная история по сказке Жорж САНД «Грибуль-простофиля и господин Шмель» принесла Эмили Валантен как художнику Национальную премию «Золотая Маска-2011». И почти одновременно с этим награждением она стала кавалером Ордена Почётного легиона — за вклад в искусство Франции.


А поутру принцессы проснулись… Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

«Грибуль» удивил в своё время екатеринбургскую публику необычными куклами, такими далекими от представления зрителей о том, что в кукольном театре они обязательно должны быть хорошенькими. История же о добром мальчике Грибуле, выросшем в семье жадин-стяжателей и при этом не поддавшемся искушению богатством господина Шмеля, требовала совсем другой эстетики. Она была воплощена в грубых, словно «топором рубленых» куклах родственников Грибуля, в волшебных недобрых пчёлах, трансформирующихся причудливым образом, в атмосфере детской, где за пианино сама Жорж Санд могла рассказывать своим детям эту поучительную сказку.

Второй спектакль Эмили Валантен в Екатеринбурге — в ТЮЗе, с драматическими актёрами. И это снова её авторский спектакль: от драматургии до сценографии. Пьеса, где русские сказки сплетены с европейской, написана ею по-французски и переведена, как в своё время «Грибуль», Натальей САННИКОВОЙ, директором Центра современной драматургии. Режиссёр соединила в спектакле три театральных жанра: драму, хореографию и театр кукол. Под её руководством тюзовцы освоили искусство вождения марионеток, тростевых кукол, маленьких перчаточных. А хореограф Александр ПЕТРАЖИЦКИЙ поставил все танцы с куклами и без. Царские дочери — Елена СТРАЖНИКОВА, Ольга МЕДВЕДЕВА, Мария ВИКУЛИНА, Алеся МААС, Дарья БОЛЬШАКОВА — завораживают танцами в темноте сада, как виллисы в «Жизели».

Невесты царской крови, в отличие от виллис, — живые, но свобода их тоже призрачная. А с утра красивая магия танца растворяется, и они, вроде бы такие послушные батюшке-царю дочки, предстают совсем другими. Девочки жестоко злорадствуют участи очередного принца, приставленного царём в «следователи» — за руку и сердце одной из пятерых. Не доглядел, не разгадал — голова с плеч. Только самая младшая плачет, жалеет, да и врать ей надоело, но сёстры лишь насмешничают. Неужели танец стоит человеческой жизни? Удачливый парень (Сергей МОЛОЧКОВ) раскрывает царю секрет танцев в темноте, и дочкам приходится объяснить отцу, почему: «Когда мы танцуем, как танцуют в Москве, мы дышим воздухом Москвы… Когда танцуем, как танцуют в Париже, дышим воздухом Парижа…» В своих объяснениях они добираются даже до Екатеринбурга. Как жена Петрушки из кукольного представления, которое им показал заезжий петрушечник во дворце, повеселил монарха.


Царь (Вячеслав ОТСТАВНЫХ) благодарит сметливого Мужика (Сергей МОЛОЧКОВ). Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Новых туфелек у принцесс больше не будет, танцы в темноте кончились. Но, наверное, закончилась и темнота несвободы. Царь-отец отдал сметливому молодому мужику младшую принцессу в жёны (с её согласия). А о судьбе четверых, стоящих перед ним босыми, крепко призадумался. Надо ли было отцовской волей держать их под замком в ожидании подходящих принцев и самому провоцировать тьму обмана…

В прологе спектакля, в интерлюдиях с куклами — дамами и кавалерами, строгими гувернантками, влюблёнными и свободолюбивым малышом-купидоном — тема «танцев в темноте» представлена, сыграна, протанцована. По мере дальнейшего действия эта пластика без слов проясняет и смысл сказанного, и суть сделанного, и тайну стоптанных туфелек, которая оказалась такой печальной и простой.

erid: erid: