Давно закончилась война… » новости Екатеринбурга и УрФО

Давно закончилась война…

12-05-2015, 08:00
Давно закончилась война…
Фото:

Художник Владимир СЕЛЕЗНЁВ известен как автор и куратор программ Уральского филиала Государственного центра современного искусства, номинант премии им. В. Кандинского. Почти четыре десятилетия отделяют от войны его день рождения. Война пришла к нему в детстве старой открыткой. На обороте его будущий дед пишет домой в Нижний Тагил, что, мол, хоть в Европе война и окончена, но забежать даже на часок не удастся, не отпускают, проедет мимо — на Дальний Восток. А на картинке — вид европейского города, наверное, чешского: островерхие башни, черепичные крыши. Эту открытку Владимир помнит с детства. Он и воспроизвёл её по памяти в своей инсталляции, представил на видео рассказ своей мамы об отце-фронтовике Фёдоре КАМЕНСКИХ, кавалере ордена Отечественной войны, многих медалей. Фёдор Иванович после войны увлёкся живописью, стал ярким представителем наивного искусства. Его работы есть в музеях, в частных собраниях. Теперь внук рассказывает о другой его ипостаси в своём творческом проекте.

Владимир СЕЛЕЗНЁВ рассказывает об «Открытке с войны». Фото: Екатерина ФРОЛЕНКО.

Отсутствие пафоса в самом названии — «Лично для каждого» — новой выставки Музея изобразительных искусств (Воеводина, 5), где представлена и эта «Открытка с войны», настраивает на особое восприятие.

Это не «дежурное» событие к дате, а стремление открыть зрителю военную тему, минуя каноны официоза, регламента — напрямую, как если бы мы читали дневник фронтовика, письмо с передовой, слушали песню, созданную в окопах. По-человечески. Участники выставки — и те, кого унесла война, забрали годы, и те, кто сегодня осмысляет военную тему, — говорят в своих работах о том, что их лично тревожило, тревожит, волновало, волнует. От первого лица, от себя, без посредников — тому, кто захочет их услышать и понять.

Молодые художники Сергей РОЖИН и Сергей ПОТЕРЯЕВ представили необычные «военные» проекты. Сергей Рожин всегда использует в своих композициях реальные предметы, так и в композиции «Одуванчик» белые лёгкие цветочки «выросли» из пулевых отверстий, простреленных автомобильных стёкол. Выстрел всегда выстрел, в 1940-е или в 1990-е. «Паутинки», разбежавшиеся по стеклу, словно кракелюры — сеточка трещин на красочном слое картины. Хрупкость мира и упрямая выживаемость одуванчика, пушинки которого так легко сдуть… Маленькую выставку в витрине устроил Сергей Потеряев: фотографию фронтовика (его родственника) окружают листочки, старательно исписанные маленькими школьниками. Восьмилетние дети по просьбе художника написали то, что они знают о войне. Строчки наивные, трогательные. Не самостоятельные, конечно же, — то, чему в школе успели научить. А снимок — настоящий, и человек на снимке прошёл войну не по учебнику, а по-настоящему, ногами, под обстрелами и бомбёжками. Сейчас тем малышам по 15—16 лет. Что они знают о войне сегодня, что думают, думают ли…

Война на обороте открытки — в художественном высказывании Владимира СЕЛЕЗНЁВА, а вот война — на обороте листа. Художник Илья КАМБАРОВ родился в 1879 году, учился ещё в Императорской Петербургской академии художеств. Не призывной у него был возраст в горьком 1941 году. Автопортрет Камбарова — напряжённый, аскетичный, резкий — словно впитал эту беду, эту горечь. Он жил в годы войны в Свердловске, преподавал, рисовал. В основном в портретном жанре. Но его главная художественная профессия — монументалист, скульптор. Его рельефы и сейчас сохранились в Екатеринбурге: на фасадах Окружного дома офицеров, Штаба округа… На выставке есть рисунок-набросок: идут бойцы, едут танки, в нём угадываются особый ритм и рефрены, характерные для скульптурных композиций. А сделан этот эскиз на обороте очередного автопортрета — не хватало бумаги в 1943 году.

Фронтовые рисунки Валентина ЗИМИНА не только выразительны, талантливы, но они волнуют как живые свидетели судеб этих людей на передовой, судьбы самого художника. Ещё до войны Зимин учился в Ленинграде, но по доносу был выгнан из комсомола, отчислен, потом его восстановили, он стал писать дипломную работу «Орджоникидзе на Урале». Диплома не было: война. Доброволец Зимин служил в разведке, рисовал на привалах, мечтал о картине. О войне должна была быть та картина. Погиб под Харьковом. Картины не будет.

Ирина БРОЙДО. «Торжество» («Давно закончилась война…», 1980 год). Фото: Екатерина ФРОЛЕНКО.

Народный художник РСФСР, фронтовик Евгений ГУДИН — классик уральского пейзажа. На выставке же совсем не пейзаж. На живописном полотне «Отделение сержанта Гудина» в пейзаж «вписалась» горстка бойцов, и ясно, что у них позади и что им через какие-то минуты предстоит… Сын репрессированного генерала, направленного потом из ссылки на фронт, московский художник Михаил НИКОНОВ тоже написал картину по воспоминаниям. «Трудные годы» — это его личные трудные годы, военное детство в эвакуации на Урале. А детское воспоминание знаменитого ханты-мансийского художника Геннадия РАЙШЕВА — этот бесконечно длинный пароход, такой длинный, что корма ушла за край картины. Палуба до отказа заполнена рядами людей. Сколько же парней увёз этот «Пароход «Пономарёв» из родных мест на войну, навсегда.

Грузинский художник Радиш ТОРДИЯ создал триптих о войне, где в центральной части потрясающая по напряжению, драматизму контратака, хотя ещё никто не убит — но будет убит, погибнет за родину. «Торжество» — это полотно ленинградская художница Ирина БРОЙДО написала в 1980 году. По композиции картина напоминает «Тайную вечерю»: за праздничным ужином собралась семья, фронтовики и молодые, старики и дети. Это тихий праздник, предателей памяти на нём нет. А на берегу залива взметнулась в небо уцелевшая сосна. Крона напоминает сердце, и цвет её красный. У картины есть ещё одно название: «Давно закончилась война…»

Выставка в Музее изобразительных искусств, посвящённая 70-летию Победы, продлится до конца мая. Она обращена к личностному миру не «вообще публики», а к сердцу каждого, кто посмотрит эти произведения.

erid: erid: