В ансамбле даже чугун затанцует » новости Екатеринбурга и УрФО

В ансамбле даже чугун затанцует

28-05-2015, 08:00
В ансамбле даже чугун затанцует
Фото:

В майские дни екатеринбургский Народный ансамбль танца с особым трепетом вспоминает своего создателя, чьё имя сейчас носит, своего бессменного руководителя на протяжении более полувека — Александра Петровича ПОЛИЧКИНА (1910—1999), народного артиста РСФСР, Почётного гражданина Екатеринбурга. Точная дата рождения знаменитого уральского балетмейстера неизвестна — сказалось его детдомовское детство в неразберихе революционных лет… Но поздравляли Александра Петровича обычно в мае. Вот и нынешние поличкинцы, готовясь к его майскому юбилею, прежде всего привели в порядок мемориальную доску. Она размещена на здании (ул. Малышева, 33), где много десятилетий ансамбль «Трудовые резервы» (одно из прежних названий коллектива) репетировал.

Мемориальная доска на здании, где долгие годы репетировал ансамбль Александра ПОЛИЧКИНА. Фото: предоставлено ансамблем.

Здесь были задуманы и поставлены самые знаменитые хореографические номера «уральского Моисеева» — «Черёмуха», «Пламя труда», «Куба», «Гуси-лебеди», «Самоцветы» и десятки других. Некоторые танцы из тех, что составляют драгоценное наследие коллектива, войдут в программу юбилейного концерта ансамбля, посвящённого 105-летию его создателя. Например, красочная задорная «Карусель», где солируют Юлия ШЕРШОН и Николай ПЕРМЯКОВ. Будет и премьера: одноактный балет «Каслинский павильон».

Закружила «Карусель» Юлию ШЕРШОН и Николая ПЕРМЯКОВА. Фото: предоставлено ансамблем.

Хореографический спектакль «Каслинский павильон» родился и вышел на сцену по замыслу и в постановке Александра Петровича Поличкина ещё в середине 1980-х. Для этого надо было быть Поличкиным, чтобы заставить танцевать «чугунные статуэтки». Знаменитые каслинские черти, лошади, подсвечники, кружевные розетки… Спектакль имел огромный успех, но его показывали нечасто, настолько он был многофигурным и масштабным. Это последнее глобальное творение Александра Петровича.

Сегодняшний руководитель ансамбля Дмитрий САМЫЛОВ, много лет назад танцевавший в этом спектакле Мефистофеля, возродил балет, создал свою редакцию на тему, заданную Поличкиным. Это танцевальная сюита из восьми композиций, объединённая единым музыкальным действием. Дмитрий Самылов рассказал ВЕ:

— Драматического сюжета нет, все персонажи соединены контактами с одним персонажем — Хозяйкой. Не Медной горы, а Каслинского павильона — символа творческой силы Урала. Мы постарались сделать спектакль созвучным сегодняшнему времени, сохраняя черты поличкинского оригинала. За годы, что балет не выходил на сцену, хореография продвинулась вперёд, сама «лексика» танца изменилась, танец стал мощнее и шире. Эта постановка — мой «пересказ» Поличкина без нарушений придуманной им стилистики. Как хореограф, я только развиваю то, что он сделал.

Премьера возрождённого «Каслинского павильона» состоится в первом отделении юбилейного концерта. Это в традиции ансамбля, продолжающего и сохраняющего традиции Поличкина, — завершать сезон большим концертом, демонстрируя свою форму и вектор творческих поисков. Встреча всех поколений воспитанников ансамбля в концерте, посвящённом 105-летию Александра Петровича Поличкина, состоится 31 мая на сцене Дворца молодёжи (пр. Ленина, 1).

Надо ещё поискать танцевальный коллектив, где были бы так активны те, кто танцевал здесь и тридцать, и сорок лет назад. В Народном ансамбле танца им. А. П. Поличкина ветераны настолько энергичны, что без них не обходится ни один важный концерт. Мало того, что они умудряются совершенно спокойно надевать свои прежние костюмы, их танцевальная память позволяет воспроизводить на сцене с хореографической и эмоциональной точностью рисунок и характер танца, задуманный и созданный когда-то Александром Петровичем. Навсегда «приручённые» им к народному танцу, ветераны ансамбля (так не вяжется с ними это «возрастное» слово!) не могут жить без сцены, без танца. Откладывая вязанье, кроссворды, работу в саду и даже оставляя любимых внуков на попечение мам-пап-нянь, приходят они на многочасовые репетиции. Оттачивая и шлифуя хорошо известные движения, трюки, ключи, они снова возвращаются в бурную, богатую, невероятно счастливую танцевальную молодость. И они обязательно выйдут на сцену юбилейного концерта — живым ярким танцующим символом верности народному танцу, ансамблю, своему незабвенному Учителю танцев.

erid: erid: