Танцуй, пока молодой. Молодой, пока танцуешь » новости Екатеринбурга и УрФО

Танцуй, пока молодой. Молодой, пока танцуешь

10-06-2014, 08:00
Танцуй, пока молодой. Молодой, пока танцуешь
Фото:

Как сохранить молодость, озорство, блеск в глазах, стать в 72 года? Ответ только один — танцевать! Как суметь выразить чувства, когда не хватает слов? Танцевать! Как пробудить любовь к народной культуре? Танцевать!

Один из старейших хореографических коллективов Урала — ансамбль народного танца им. А. П. Поличкина (старше его на 5 лет только «Радость», организованная в 1937 году) отплясал на сцене Дворца молодёжи (пр. Ленина, 1) большой отчётный концерт. В нём сменяли друг друга нетленные номера, поставленные ещё самим Мастером и вошедшие в золотой фонд ансамбля, а также новые постановки нынешнего руководителя коллектива Дмитрия САМЫЛОВА, ученика и продолжателя творческих идей Александра Петровича ПОЛИЧКИНА.

Впечатляющий финал: на сцене одновременно четыре поколения поличкинцев — педагоги, молодые люди, танцующие в ансамбле уже много лет, с детства; средний состав, завоевавший нынешней зимой Гран-при престижного питерского конкурса «Нева-Данс», и совсем малыши. Им держать марку и продолжать славу своего знаменитого ансамбля.

В свои 72 года ансамбль стильно архаичен и традиционно современен. Хореографический фольклор — не застывшая память, не музейный реликт, к которому нельзя прикасаться. Дмитрий Самылов уверен: к наследию нужно относиться бережно, но «приспосабливать» его к жизни в нынешнем времени. Сохраняя основные постулаты Мастера, рисунки танцев, приёмы хореографического письма, он деликатно привносит новый язык, пластику. После финальных аплодисментов отчётного концерта Дмитрий Самылов рассказывает:

«Хореография не стоит на месте, она стремительно развивается, и то, что отлично смотрелось на сцене 50 лет назад, сегодня кажется примитивным. Выросла техника танца, постановочное искусство обогатилось новыми идеями. Мы чуть иначе интерпретируем традиционные «ключи», что-то усложняем, что-то упрощаем, смещаем акценты, и от этого меняется наполнение танца».


Лирическая девичья «Черёмуха». Фото: Алексей ШЕСТОПАЛОВ.

Новое и старое органично уживчивы: кропотливо выписанная техника ног, множество мельчайших заковыристых движений, шикарные мужские трюки, выразительные девичьи руки и потрясающие поличкинские костюмы, которые, несмотря на солидный возраст, в отличной форме — яркие, сочные, искрящиеся. Редко в каком народном коллективе нет «Калинки», перетанцованной на разные лады. Ансамбль Поличкина — не исключение. Но в новой версии девочки исполняют не просто удалые движения под русский музыкальный символ — они танцуют (в отсутствии мальчиков!) забавную, наполненную юмором историю.

Одна из незыблемых традиций ансамбля — одухотворённая идея всякого танцевального номера, рассказанная и воплощённая через движения рук, ног, глаз, и самое главное — прочувствованная сердцем. Идея, заложенная в танец полвека назад, считывается нынешними танцовщиками. Впечатляет зрителей, подчас не понимающих, почему же от трепетной девичьей «Черемухи» вдруг проступают слезы, жизнерадостная «Вечёрка» отзывается непонятным смятением, а от стремительной, залихватской «Украинской сюиты» отчего-то щемит сердце. Украинский танец, длящийся больше семи минут, поставили в начале сезона, показали ещё до всех трагических событий. Потом засомневались, стоит ли сейчас выводить танец на сцену, но приняли правильное решение:

«Танец примиряет всех. Может, он как-то подтолкнёт на добрые дела», — говорят руководители ансамбля.


В последнее время становится, к счастью, модным быть искренним. Это сокращает путь от человека к человеку, разъединённых информационными террабайтами. Искренность сценического существования, эмоции, выплёскивающиеся за рампу сцены, — жизнеопределяющее свойство ансамбля. Оно заложено его создателем и сохраняется, проносится сквозь десятилетия. В будущем году исполняется 105 лет со дня рождения Почётного гражданина Екатеринбурга, народного артиста РСФСР Александра Петровича ПОЛИЧКИНА. И следующий отчётный концерт по-прежнему молодой ансамбль посвятит его юбилею.

erid: erid: