18 + Чем пахнет фотография? Та, что изображает девушку с удивительно чистыми чертами лица и тела, — свежестью геля для душа. Запечатлевшая не совсем трезвую женщину, так и не нашедшую в себе сил скинуть туфли на каблуках, ударяет в нос ароматом вина «Изабелла». А сделанная в коммунальной квартире, где санузел — подчас единственное место для уединения, разит грязными носками и остатками трапезы. Всё это можно увидеть, и что самое главное — понюхать, в Екатеринбургской галерее современного искусства (ул. Красноармейская, 32), где в конце прошлой недели открылась выставка со зловещим названием «Парфюмер», апеллирующая сразу к двум человеческим чувствам: зрению и обонянию.
Впрочем, несмотря на отсылку к одноимённому роману Патрика ЗЮСКИНДА о «гениальном чудовище» Жане-Батисте Гренуе, дрожать от страха посетителям выставки не придётся: женщины на фото вполне живые. Из книжного «Парфюмера» была позаимствована только идея о тесной связи тела и запаха.
— Благодаря этому авторам проекта удалось усилить ассоциативное восприятие визуального образа, погрузить зрителя в воспоминания, заставить его прислушаться к собственным ощущениям, — считает арт-директор галереи Елена ШИПИЦЫНА.
История создания интерактивного фотопроекта принадлежит главному продюсеру питерского арт-центра Андрею БАЗАНОВУ, который давно хотел совместить запахи с изобразительным рядом. Однако от фотографов, принявших участие в конкурсе работ в стиле ню, конечную цель, по словам Елены Акрамовны, скрыли: никто не знал, что конкретно нужно организаторам и зачем. Уже потом снимки разбили по парам либо тройкам и «снабдили» духами, специально созданными Библиотекой необычных моно-ароматов, в соответствии с сюжетом. То есть сначала было Тело, а уже потом — Запах.
Впрочем, любители «клубнички» будут, скорее всего, разочарованы: откровенной обнажёнки на выставке немного. К примеру, работа фотографа Владимира САМЫШЕВА сперва вызывает недоумение: «При чём тут ню?». Но приглядевшись, замечаешь, что дымок, исходящий от чашки с кофе, — это на самом деле силуэт женского тела. Неявный, но интригующий.
Некоторых моделей фотографы оставили в одежде, сделав акцент на деталях, в частности, выглядывающей из-под юбки резинки чулок, как в работе Олега ВИДЕНИНА.
Но и фотографии с изображением пикантных участков женского тела уводят мыслями совсем в другую сторону. Так, глядя на запечатлённую Михаилом БУРЛАЦКИМ постаревшую балерину, поражаешься не смелостью женщины, решившей обнажить уже далеко не идеальное тело, а масштабами трагедии её героини, которой уже никогда не выйти на сцену. Отчётливый запах нафталина только усиливает депрессивное настроение.
— Современная фотография уходит от репортажности в область метафор, — отмечает эксперт.— Она призвана не сообщить очевидное, а заставить задуматься. Даже если это работа в стиле ню.
Названия ароматов, сопровождающих ту или иную серию снимков, тоже символичны. Например, запах к фотографиям, изобилующим ретродеталями, называется «остановившиеся часы» и немного напоминает когда-то знаменитые духи «Красная Москва».
— Скрытость тематики настраивает зрителя на интимный диалог с самим собой, — убеждена Елена Шипицына. — Наверное, это одна из немногих выставок, где участие экскурсовода необязательно.
К слову
Из 63 работ, представленных на выставке, только три выполнены с использованием фотошопа.