Меццо-тинто не боится темноты » новости Екатеринбурга и УрФО

Меццо-тинто не боится темноты

18-08-2015, 08:00
Меццо-тинто не боится темноты
Фото:

Старинная техника печатной графики — меццо-тинто (manera negra — «чёрная манера»), извлекающая свет из темноты фона, — обрела новую жизнь именно в Екатеринбурге. Три музея один за другим принимали вечером 14 августа, в канун Дня города, единственный в мире екатеринбургский Международный фестиваль меццо-тинто. Уникальный и уже третий у нас по счёту. Каждые 2 года, начиная с 2011-го, его организует и принимает Музей изобразительных искусств под патронатом управления культуры администрации города. А нынче фестивальных открытий было три подряд, и старт № 1 состоялся в Музее архитектуры и дизайна УралГАХА (ул. Горького, 4а).

Просвещённая публика не скрывала восторгов на выставке The Best, представляющей лучшие меццо-тинто из собрания ЕМИИ. Обладатель Гран-при I фестиваля Марк ФРИЗИНГ (Люксембург), члены жюри — Екатерина КЛИМОВА (Русский музей, Санкт-Петербург), Нан МАЛДЕР (Нидерланды), академик РАХ Олег ХРОМОВ (Москва) и первый заместитель начальника управления культуры администрации города Елена ТРОФИМОВА во всеуслышание говорили о мировом уровне этого собрания меццо-тинто и фестиваля, выражали признательность дружной команде высоких профессионалов ЕМИИ во главе с директором Никитой КОРЫТИНЫМ. Директор Музея архитектуры Елена ШТУБОВА и ректор УралГАХА Сергей ПОСТНИКОВ отметили, каким бесценным образцом станет выставка для студентов: «Именно у таких художников надо учиться…»

«Кимоно с драконом» — меццо-тинто с персональной выставки Катсунори ХАМАНИСИ. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

В историческом здании ЕМИИ (ул. Вайнера, 11) разместились работы участников открытого конкурса, где мы повстречали не только новые произведения известных графиков — Деборы ЧАПМАН (Аргентина), Кэт РЕЗЕРФОРД (Канада), Тома С. КОСМО (Норвегия), но и тех, кого не знали (или не заметили?) по предыдущим фестивалям — венгра Имре КЕРИ, украинца Василя САВЧЕНКО, чеха Яна ЧЕРНОША. Россия представлена великолепной командой меццо-тинто — Ольга ЖИТЕНЁВА, Марина ЛАЗАРЕВА, Владимир РУЗИН, Ирина ТРЕТЬЯКОВА и Марина КОРНЕЕВА (наша, екатеринбурженка). Образы мира открывались в деталях, суть жизни — в подробностях, человеческие лица и тела — в неповторимости, незащищённости. Вся нежность этого света выходила из тьмы, а тьма не пугала, обволакивала бархатом, почти физически ощущаемым.

Старинные гравюры мастеров меццо-тинто XVIII — начала XIX веков из собрания Владимира БЕЛИКОВА (Москва) в залах исторического проекта открывают старую добрую Англию в пейзажах, пейзанах, горожанах, высокородных аристократах. На других музейных территориях представлены «персоналки» триумфаторов II фестиваля. Это обладатель Гран-при Бонми САНГХУМ (Таиланд), лауреаты — Юкка ВАНТТИНЕН (Швеция), Ги ЛАНГЕВЕН (Канада) и Мартин МИТЧЕЛЛ (Англия). Меццо-тинто — пьянящая для зрительского восприятия и очень трудоёмкая для художника техника. На фестивале понимаешь, что не зря график неделями обрабатывает медную доску, что это имеет значение, когда надо всего-навсего «в одном мгновенье видеть вечность» и передать и мгновенье, и вечность в «чёрной манере».

Последний этап открытий пришёлся уже на тёмное время суток. В музее на ул. Воеводина, 5 желающие могли включиться в «чёрную работу» всей душой и даже обеими руками. Пайпер ДЖЕРАМИЛЛО (США), Микио ВАТАНАБЕ (Япония — ФРАНЦИЯ), Сюн Йон КИМ (Южная Корея) и Катсунори ХАМАНИСИ знакомили с современным меццо-тинто своих стран, техникой создания гравюры и собственным творчеством. Чёрной ночью три бенгальские свечи зажглись на огромном торте, покрытом тёмной глазурью. Шоколад светился аббревиатурой фестиваля — IMF.

Жюри объявило новых победителей. Гран-при удостоен Арт ВЕРГЕР (США). Специальными премиями награждены Дебора ЧАПМАН из Аргентины, Ифа ЛЭЙТОН (Ирландия) и мексиканский художник Лео РОДРИГЕС. Знакомиться с фестивальными выставками и проектами мы сможем до 27 сентября.

erid: erid: