«Чернота», в которой… мечтают дети » новости Екатеринбурга и УрФО

«Чернота», в которой… мечтают дети

24-12-2013, 08:00
«Чернота», в которой… мечтают дети
Фото:

В «черноту», в темноту особого вида графики, отличающегося глубоким «ночным» тоном — меццо-тинто (иначе «чёрная манера») — погрузили детские образы современные художники. В «чёрной манере» они высвечивают те ускользающие со скоростью времени неповторимые моменты детства, когда мечту рождает всё вокруг — и cама эта темнота, и страх её, и старая игрушка, и новая кукла, и цветок, и скрипка, и даже пустая комната. Странную, смешную, непонятную взрослому, забывшему об этой детской способности погружаться в бездну воображения, мечту. Эта мечта никуда и никогда не исчезает, её наследуют от детства к детству.

Новая выставка в «чёрной манере» открылась 19 декабря в Музее изобразительных искусств (ЕМИИ, пер. Воеводина, 5) — «Вечность детской мечты». Научный сотрудник Екатерина КОРНЕЕВА и директор музея Никита КОРЫТИН начали представлять «ВЕ» выставку с этой работы люксембургского графика Марка ФРИЗИНГА, обладателя Гран-при Первого Международного фестиваля меццо-тинто (2011 г.) в Екатеринбурге. Здесь «чёрная манера» озарена и расцвечена детской безудержной мечтой и мастерством графика.

Детская страшилка с прабабушкиных времён пользуется популярностью и среди сегодняшних малолетних: в одном чёрном-чёрном городе стоит чёрный-чёрный дом… Все знают, что произошло дальше и… Всякий раз восторженно замирают от нагнетания этой «черноты», мечтая о неожиданном, невероятном финале истории. «Чернота» меццо-тинто — а в этой технике представлены все работы новой выставки в ЕМИИ, в том числе и цветные,— особенным образом подчёркивает способность ребёнка находить свет во тьме, включая, как лампочку, воображение.

На детскую тему высказались здесь в «чёрной манере» современные художники из Австралии, Великобритании, Ирландии, Германии, Венгрии, Польши, России, Канады и США. А работы, давшие название выставке «Вечность детской мечты» и ставшие центром экспозиции, принадлежат Марку Фризингу. У каждой из них есть подзаголовок с порядковым номером: «Ускользающий момент». В меццо-тинто люксембургского графика словно вошли неведомым образом дети из далёкого прошлого — со старинных фотографий начала ХХ века. В матросках, чулках на подвязках, платьицах с кружевами и рукавами-буфф. Но как бы ни были одеты эти маленькие персонажи, они способны представить бумажные кораблики на полу фрегатами в открытом море, сделать не хорошенькую куклу, а уродливого клоуна — любимой игрушкой, превратить рогатку и треуголку из газеты в атрибуты отважного воина.

Представляя новую выставку в «чёрной манере», музей обратился как к её идейному камертону к высказыванию одного из участников проекта. Вот эта мысль британского художника Рэя ДЕННИСА: «… глубокий бархатистый чёрный тон меццо-тинто является лучшей метафорой ещё не раскрытого — неведомого — или, может быть, страха перед неведомым…». Да, дети боятся темноты, и в то же время многие из ребятишек, преодолевая страх, идут в таинственную «чёрную» комнату. Кто со свечкой, кто «безоружный», но всё-таки идут. Не так ли, став взрослыми, мы идём в незнакомую, непредсказуемую «темноту» будущего?.. Всё-таки идём.

Создатель «Ускользающих моментов» Марк Фризинг недавно приезжал в наш город — в мае 2013 года, с персональной выставкой в программе Второго Международного фестиваля меццо-тинто, открывшегося в «Ночь музеев». После двух фестивалей в екатеринбургском Музее изобразительных искусств собирается представительная коллекция меццо-тинто современных авторов из 40 стран. Сегодня это около 300 работ художников.


Наши гиды на вернисаже Екатерина Корнеева и Никита Корытин были в числе организаторов обоих фестивалей и вдохновителей предшествующих им выставочных проектов меццо-тинто. Эти проекты, представляющие творчество графиков со всего мира, готовили екатеринбургские художественные события международного масштаба начиная с 2008 года. Новая выставка «Вечность детской мечты» в «чёрной манере» стала не только очередным проектом в паузе между фестивалями, а своего рода символом ещё совсем «детского», пятилетнего, но всё же юбилея меццо-тинто в нашем городе.

erid: erid: