«Полковник» рисовал вслепую » новости Екатеринбурга и УрФО

«Полковник» рисовал вслепую

25-08-2015, 08:00
«Полковник» рисовал вслепую
Фото:

Полковник, конечно, слово мужского рода. Но данный «Полковник» — исключение. Это она, гора в Оренбуржье, и оно — месторождение яшмы. А высокое офицерское звание для определения уральской яшмовой сокровищницы ввёл в оборот мастеровой Екатеринбургской гранильной фабрики ПЕТРОВСКИЙ в 1895 году. Под таким названием месторождение и стало всемирно известным. Орская крепость буквально стояла на яшме, ещё в 60-х годах XVIII века отсюда сотнями пудов везли пестроцветный камень для украшения Санкт-Петербурга. «Полковничья» яшма занимает особое место на новой выставке «Яшмы Урала — яшмы России» в Музее природы Урала (ул. Горького,4), в витринах раритетов из коллекции Уральского общества любителей естествознания. В недрах горы Полковник рождались невидимые до поры до времени причудливые узоры и цветовые сочетания яшмы, природа рисовала вслепую и преуспела.

Повторить «художество» природы — порисовать её слепым методом — было предложено и на открытии выставки. Руководил живописным процессом художник, известный оригинальной работой с красками и камнем Борис ХОХОНОВ. Смелой девочке Вике ЖУРАВЛЁВОЙ закрыли глаза, надели рабочий фартук, и она стала осторожно размазывать краску, разлитую на ватмане.

Коллективный опыт живописи вслепую, как это делала природа с яшмой в горе Полковник, начали дети, природные экспериментаторы. Природа создавала чудесную тайну яшмы в глубинах земли, а в Музее природы художник Борис ХОХОНОВ и его временные «подмастерья» делали это для всеобщего обозрения рядом с саркофагом крокодила Коли, легенды нашего зоопарка. На наших глазах мальчики — сначала Андрей СОКОЛОВ, затем Витя ЛАМАШ — с закрытыми глазами разливали краску прямо из баночек, растирали специальным скребком по бумаге. Уже выстроилась очередь желающих надеть фартук и повязку на глаза и живописать, «как природа захотела». Детские руки чуть-чуть направлял художник Хохонов, а зрителей охватывал природный азарт сотворчества. Вот и взрослые подключились. В результате на бумаге возникла общая картина «незрячих» живописцев, напоминающая многоцветьем и переливами красок главного персонажа выставки — яшму.

Рассказ о выставке заведующая Музеем природы Елена СКУРЫХИНА повела на фоне другого произведения искусства — картины Бориса Хохонова «Крылатый медведь», где на живописном полотне островки настоящей яшмы. Экспозиция «Яшмы Урала — яшмы России» — подробное, с наглядными «иллюстрациями» в виде самих яшм повествование о чудесном камне, рождённом и разрисованном природой 400 млн. лет назад. Здесь представлены, кажется, образцы всех уральских месторождений — из Башкирии, Оренбуржья, яшмовая кладовая Екатеринбурга… И ни один камень не похож на другой. Природа не занимается копиями, у неё достаточно шедевров.


Елена СКУРЫХИНА и основатель Уральского минералогического музея Владимир ПЕЛЕПЕНКО. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Давно отмечено, что в своих картинах яшма написала красками автобиографию: застывшие титанические силы подземной коры, глубины океана, потоки лавы подземных вулканов. Минералогические исследования камня показали, что в его состав входят более 30 минералов: кварц, гематит, гранат, эпидот и ещё, и ещё. Именно эти вкрапления дают яшме такую разнообразную цветовую гамму — от тёмно-красного, винного, кирпичного до светло-зелёного, медового. Яшмовые «пейзажи» напоминают разные ландшафты Земли, их состояния во все времена года. Можно разглядеть и выжженную пустыню в барханах, и чащу чёрных деревьев, теряющих последние осенние листья, и лесной пожар в тайге, и весеннее цветение, и океанский шторм, и штиль на озере. Природа любила рисовать и яшмовые абстракции, опередив на тысячелетия абстракционистов нового времени, и в этих картинах пленяют воображение небывалые композиции пятен, переплетения линий.

На выставке впервые опубликована и «графика» — 10 карт «яшмового пояса» Урала, составленных известным геологом Юрием КРЕЖЕВСКИХ. Выставка рассказывает и о его просветительской деятельности, он занимался с ребятами из «Юношеской геологической партии» при школе № 130, ходил с ними в экспедиции. Раритетное издание 1979 года «Яшма» Владислава СЕМЁНОВА с дарственной надписью Юрию Крежевских также представлено на выставке.

«Яшмы Урала — яшмы России» не демонстрируют изделия из яшмы. Только саму яшму, камень как самоценность. Только научные сведения о яшме и картины на яшме, созданные природой. Один из самых крупных (с медвежью голову) экспонатов — образец с месторождения «Полковник». На срезе видны яшмовые ленты, расположенные слоями, они уже красивы, но… «Полковник» рисовал вслепую, а открывают нам лицо камня во всей красе люди с талантом и зрением художника.

erid: erid: