Возвращение из тишины » новости Екатеринбурга и УрФО

Возвращение из тишины

17-10-2015, 08:00
Возвращение из тишины
Фото:

Народный художник России Пётр ДИК (1939—2002 гг.) вернулся наконец-то в наш город, где начался его путь в искусство. Вернулся из тишины, откуда не возвращаются, своими «тихими» работами, где реальное и вечное созерцают друг друга, где монументальное воплощено нежной «пыльцой пастели» на бумаге и на жёстком наждаке. Выставка «На границе реального» открылась 15 октября в Музее изобразительных искусств (ЕМИИ, Воеводина, 5).

Среди графических произведений на музейную стену поместили и эту давнюю фотографию, оставившую на память облик педагогов и выпускников Свердловского художественного училища 1962 года. Екатеринбургский куратор экспозиции, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга ГОРНУНГ показала нам на снимке легендарных художников. Геннадий МОСИН (1930—1982 гг.) и Миша БРУСИЛОВСКИЙ, ныне заслуженный художник РФ, Почётный академик Российской Академии художеств, преподавали на живописном отделении училища, которое окончил Пётр Дик. Вот он, совсем молодой на этом снимке, — справа, в полный рост во втором ряду. Впереди у него 40 лет творчества, которое вывело художника в первый ряд графиков финальной четверти ХХ века, в историю современного искусства.

Выставка «На границе реального» начинается серией чёрно-белых монотипий конца 1960-х. И уже здесь явно то, что мы видим в зрелых работах, в листах последнего десятилетия жизни Петра ДИКА. Минимум деталей при максимуме выразительности, взгляд, созерцающий за «границей» изменчивой реальности некую метафизику незыблемого. Звёздное небо, к примеру, или горизонт, не разделяющий, а соединяющий далёкое и близкое, мир высоты и земное. О том, что произведения Петра Дика полны драматизма, совершенны по формообразованию, избирательности видения, написано множество искусствоведческих статей. Изданы художественные альбомы, где можно все эти черты пристально разглядеть. Но ни одна репродукция несопоставима с оригиналом. Их мы видим сейчас на выставке в Музее изобразительных искусств. Подлинники дышат тишиной, которую так любил Дик и так умел передать визуально. При всём драматизме, изначально объяснимом биографией автора, они светятся надеждой.


Вдова художника архитектор Кира ЛИМОНОВА рассказывает о выставке. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Пётр Гергардович Дик родился на Алтае, куда перед войной «отец народов» массово переселял этнических немцев. Детство без отца, позже и без матери. Как часто художник обращается потом к этому одинокому мальчику в своих работах — ребёнок, застывший на пороге неведомого. А в безмолвном «Разговоре», который мы «слышим» на екатеринбургской выставке — попытка преодоления неизвестности. Малыш высоко поднял лицо к невидимому лицу собеседника — сгорбленной, опирающейся на палку старухе. Она точно даст ответ на вопрос, может быть, очень простой: «А почему идёт снег?» Или, наоборот, очень сложный: «Ты никогда не умрёшь?..»

Вдова Дика Кира Сергеевна ЛИМОНОВА, которая и привезла наследие художника из Суздаля и Владимира, где он жил и работал, в город его студенческой молодости, рассказала ВЕ о его самой последней выставке. На севере Германии, под Бременом, с конца XIX века и доныне существуют знаменитые творческие мастерские Ворпсведе (Worpswede). И. конечно, Пётр Гергардович с удовольствием принял приглашение поработать на родине предков, при том, что всегда считал себя именно русским художником. Коллеги пришли в восхищение от его искусства, готовили его выставку. Окончательная тишина пришла внезапно, в одночасье: инсульт. Выставка всё же состоялась. Без художника. За него говорили его работы.

Московский куратор выставки, искусствовед, галерист Елена ОСОТИНА, лично знавшая Петра Дика и сопровождающая сейчас его выставки, показала нам те самые «наждачные» произведения художника, которые вызывают особый зрительский интерес до встречи с ними:

— Здесь, в этом собрании из частной семейной коллекции, среди почти 70 работ около десятка пастелей, выполненных на наждачной бумаге. Пётр Гергардович сам придумал и реализовал эту технику соединения пастели с грубой наждачной бумагой, выявляющей своей зернистостью цветную мягкость пастельных «карандашей» и глубокую черноту угля. Напомню, что после Свердловского художественного училища Дик окончил Московское художественно-промышленное училище, знаменитую «Строгановку» (ныне академия) как монументалист. В его графических работах монументальность выражается в состояниях героев, предметов, в воплощённом эстетическом кредо «вычитание лишнего» и парадоксально сочетается с трепетностью, нежностью пастели…

У персонажей не прописаны черты лиц, часто они стоят к нам спиной — одинокие фигуры, вдвоём, втроём. Мы смотрим не в глаза им, а туда, куда глядят их глаза — в тишину, за горизонт, где открывается или только ещё мерцает иная даль. Пётр Дик очень любил творчество японцев, создававших гравюры укиё-э, их поэзию, останавливающую красоту и трагизм жизни в 3-5 строчках. Ничего лишнего.


Пастель Петра ДИКА «Трое» (2002 год). Алина ШЕШЕНЯ.

В сгустившейся тьме фона, в расслабленной блёклости среднерусских небес его пастелей — на наждаке ли, на картоне — вдруг вспыхивает свет, загорается цвет. Перед людьми, в пространстве, на заснеженной крыше домика. Или в самом предмете, одиноком, самодостаточном, как в большинстве натюрмортов Дика. Эти его натюрморты, по мнению искусствоведов, правильнее назвать английским синонимом французского определения жанра: still life — тихая жизнь. Как тихо рассеивает свет в темноте его одно-единственное яблоко… Но это свет.

Произведения Петра Дика находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного художественного музея-заповедника, во многих других музеях России и в Германии — в Мюнхене, в Баварском государственном фонде художественных коллекций Теперь и мы можем вглядываться в эти пастели «без лишнего», на выставочный срок (до 22 ноября) вернувшиеся в город творческого истока их автора.

erid: erid: