Народный художник России Пётр ДИК (1939—2002 гг.) вернулся наконец-то в наш город, где начался его путь в искусство. Вернулся из тишины, откуда не возвращаются, своими «тихими» работами, где реальное и вечное созерцают друг друга, где монументальное воплощено нежной «пыльцой пастели» на бумаге и на жёстком наждаке. Выставка «На границе реального» открылась 15 октября в Музее изобразительных искусств (ЕМИИ, Воеводина, 5).
Среди графических произведений на музейную стену поместили и эту давнюю фотографию, оставившую на память облик педагогов и выпускников Свердловского художественного училища 1962 года. Екатеринбургский куратор экспозиции, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга ГОРНУНГ показала нам на снимке легендарных художников. Геннадий МОСИН (1930—1982 гг.) и Миша БРУСИЛОВСКИЙ, ныне заслуженный художник РФ, Почётный академик Российской Академии художеств, преподавали на живописном отделении училища, которое окончил Пётр Дик. Вот он, совсем молодой на этом снимке, — справа, в полный рост во втором ряду. Впереди у него 40 лет творчества, которое вывело художника в первый ряд графиков финальной четверти ХХ века, в историю современного искусства.
Выставка «На границе реального» начинается серией чёрно-белых монотипий конца 1960-х. И уже здесь явно то, что мы видим в зрелых работах, в листах последнего десятилетия жизни Петра ДИКА. Минимум деталей при максимуме выразительности, взгляд, созерцающий за «границей» изменчивой реальности некую метафизику незыблемого. Звёздное небо, к примеру, или горизонт, не разделяющий, а соединяющий далёкое и близкое, мир высоты и земное. О том, что произведения Петра Дика полны драматизма, совершенны по формообразованию, избирательности видения, написано множество искусствоведческих статей. Изданы художественные альбомы, где можно все эти черты пристально разглядеть. Но ни одна репродукция несопоставима с оригиналом. Их мы видим сейчас на выставке в Музее изобразительных искусств. Подлинники дышат тишиной, которую так любил Дик и так умел передать визуально. При всём драматизме, изначально объяснимом биографией автора, они светятся надеждой.
Пётр Гергардович Дик родился на Алтае, куда перед войной «отец народов» массово переселял этнических немцев. Детство без отца, позже и без матери. Как часто художник обращается потом к этому одинокому мальчику в своих работах — ребёнок, застывший на пороге неведомого. А в безмолвном «Разговоре», который мы «слышим» на екатеринбургской выставке — попытка преодоления неизвестности. Малыш высоко поднял лицо к невидимому лицу собеседника — сгорбленной, опирающейся на палку старухе. Она точно даст ответ на вопрос, может быть, очень простой: «А почему идёт снег?» Или, наоборот, очень сложный: «Ты никогда не умрёшь?..»
Вдова Дика Кира Сергеевна ЛИМОНОВА, которая и привезла наследие художника из Суздаля и Владимира, где он жил и работал, в город его студенческой молодости, рассказала ВЕ о его самой последней выставке. На севере Германии, под Бременом, с конца XIX века и доныне существуют знаменитые творческие мастерские Ворпсведе (Worpswede). И. конечно, Пётр Гергардович с удовольствием принял приглашение поработать на родине предков, при том, что всегда считал себя именно русским художником. Коллеги пришли в восхищение от его искусства, готовили его выставку. Окончательная тишина пришла внезапно, в одночасье: инсульт. Выставка всё же состоялась. Без художника. За него говорили его работы.
Московский куратор выставки, искусствовед, галерист Елена ОСОТИНА, лично знавшая Петра Дика и сопровождающая сейчас его выставки, показала нам те самые «наждачные» произведения художника, которые вызывают особый зрительский интерес до встречи с ними:
— Здесь, в этом собрании из частной семейной коллекции, среди почти 70 работ около десятка пастелей, выполненных на наждачной бумаге. Пётр Гергардович сам придумал и реализовал эту технику соединения пастели с грубой наждачной бумагой, выявляющей своей зернистостью цветную мягкость пастельных «карандашей» и глубокую черноту угля. Напомню, что после Свердловского художественного училища Дик окончил Московское художественно-промышленное училище, знаменитую «Строгановку» (ныне академия) как монументалист. В его графических работах монументальность выражается в состояниях героев, предметов, в воплощённом эстетическом кредо «вычитание лишнего» и парадоксально сочетается с трепетностью, нежностью пастели…
У персонажей не прописаны черты лиц, часто они стоят к нам спиной — одинокие фигуры, вдвоём, втроём. Мы смотрим не в глаза им, а туда, куда глядят их глаза — в тишину, за горизонт, где открывается или только ещё мерцает иная даль. Пётр Дик очень любил творчество японцев, создававших гравюры укиё-э, их поэзию, останавливающую красоту и трагизм жизни в 3-5 строчках. Ничего лишнего.
В сгустившейся тьме фона, в расслабленной блёклости среднерусских небес его пастелей — на наждаке ли, на картоне — вдруг вспыхивает свет, загорается цвет. Перед людьми, в пространстве, на заснеженной крыше домика. Или в самом предмете, одиноком, самодостаточном, как в большинстве натюрмортов Дика. Эти его натюрморты, по мнению искусствоведов, правильнее назвать английским синонимом французского определения жанра: still life — тихая жизнь. Как тихо рассеивает свет в темноте его одно-единственное яблоко… Но это свет.
Произведения Петра Дика находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного художественного музея-заповедника, во многих других музеях России и в Германии — в Мюнхене, в Баварском государственном фонде художественных коллекций Теперь и мы можем вглядываться в эти пастели «без лишнего», на выставочный срок (до 22 ноября) вернувшиеся в город творческого истока их автора.