«Ангелы…» прилетели. Федорченко собирает портфель » новости Екатеринбурга и УрФО

«Ангелы…» прилетели. Федорченко собирает портфель

6-11-2015, 08:00
«Ангелы…» прилетели. Федорченко собирает портфель
Фото:

Фестивальная судьба фильма «Ангелы революции» началась в Риме осенью 2014-го и принесла Алексею ФЕДОРЧЕНКО приз в фантастически прекрасной номинации «Марк Аврелий будущего». После этого «Ангелы…» взяли приз за лучшую режиссуру и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на отечественном «Кинотавре» в Сочи, побывали, собирая кинематографические награды, в Лиссабоне, Москве, Одессе, Владивостоке, Таллине… 5 ноября началась новая страница в биографии «Ангелов…» — прокат в кинотеатрах России. А 3 ноября фильм вернулся на свою историческую родину, в Екатеринбург, где живёт и работает в кинокомпании «29 февраля» его автор, большинство актёров, где снято три четверти фильма. В кинотеатре «Салют» (ул. Толмачёва,12) состоялась торжественная премьера. Даже две. С интервалом в час в двух залах мультиплекса съёмочная группа по два раза выходила к публике, сначала знакомиться, затем отвечать на вопросы.

Алексей ФЕДОРЧЕНКО в Доме журналистов 3 ноября. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

В день кинопремьеры Алексей Федорченко отвечал на вопросы и несколькими часами раньше. Ещё не отдохнув от очередного перелёта (начались премьерные встречи в крупных городах), кинорежиссёр пришёл в Дом журналистов (ул. К. Цеткин, 1) для участия в коллективном интервью об «Ангелах…» — о съёмках, о том, что же будет дальше. В кино и в жизни — и с «Ангелами…», и с автором.

Портфель не виртуальный. Совершенно реальный портфель сценариев, которым Алексей ФЕДОРЧЕНКО, по его же словам, очень гордился. Сейчас кинорежиссёр наполняет его снова, потому что…

— «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари» сняты. Вышли на экран «Ангелы революции». Всё — из того портфеля. Сегодня в нём несколько новых сценариев, новая театральная пьеса, проза. Люблю жанр микроновеллы и надеюсь издать свой сборник «Спички», который уже вышел в журнале «Октябрь», в журнальном же, естественно, варианте, и даже приз получил «Дебют года».

— «Малышу» нашлось место в портфеле?

— Да, это моя сценарная версия по мотивам повести братьев СТРУГАЦКИХ, где фабула осталась, но главный персонаж — иной. Пока проект «встал». Как остановились многие проекты коллег по финансовым причинам. Наш инвестор просто исчез после присоединения Крыма.

— Но вот «Ангелы революции» созданы с государственной поддержкой…

— А до этого её не получили «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари». Только в Венеции, на фестивале, один из представителей ведомства, решающего «поддержать» или нет, мимоходом, в частном порядке, сказал мне: ну, мол, ошиблись.

— А как родилась идея нового фильма, с которым «не ошиблись» и у которого сегодня премьера?

— Она родилась в чуме 10 лет назад. На фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, куда мы приехали с фильмом «Первые на Луне», перед входом в кинотеатр был поставлен чум. Здесь показывали быт местных жителей, угощали строганиной. Здесь я и познакомился с женщиной, чей дед, мансийский князь, возглавил Казымское восстание — Большую Самоедскую войну и погиб вместе с соплеменниками, не принявшими слом своего уклада жизни новой революционной культурой…

Отвечая на вопросы коллективного журналистского интервью, Алексей Федорченко рассказал, что работал над сценарием «Ангелов…» 7 лет вместе с постоянным своим редактором Олегом ЛОЕВСКИМ (арт-директор фестиваля «Реальный театр»). Литературы, документов о Казымском восстании очень мало, но она есть, изучена, и всё, происходящее в фильме, основано на реальных событиях. Более того, в каждом из героев встречаются реальные черты судеб, творчества, личностей представителей русского авангарда 1920—1930-х в изобразительном искусстве, кино, театре. А диалоги в фильме звучат из разных книг писателя Дениса ОСОКИНА, тоже постоянного соавтора режиссёра.

…В 1934 году на Север был отправлен для просвещения местного населения и преобразования его жизни в революционном новом духе «культурный десант», но столкнулся с сопротивлением хантыйских и ненецких шаманов и самих просвещаемых. Ни школа, ни больница, ни сдача норм ГТО с подарками, ни супрематическое искусство, ни киноаттракцион не обратили язычников в новую революционную веру. Погибли все. Сначала чекистские культуртрегеры — Полина с героическим прозвищем Революция (Дарья ЕКАМАСОВА), Пётр (Павел БАСОВ), Захар (Георгий ИОБАДЗЕ), Николай (Константин БАЛАКИРЕВ), Смирнов (Алексей СОЛОНЧЕВ). Затем в ходе карательной экспедиции, возглавляемой Иваном (Олег ЯГОДИН) — ханты и ненцы. Погибает и Иван, композитор, создающий новую музыку — симфонию времени, но вновь взявший в руки оружие, как в годы гражданской. В корзине воздушного шара под лозунгом на ситце (кумача не хватило) «Нарком неба» он не взлетит в финале. Стреляет в себя на земле, так и не вознесясь к небесам, где «боги не живут».

— Карательную резню мы снимали с участием кукол мансийского древнего театра. Получилось, по-моему, страшнее, чем если бы бойня происходила на экране с участием актёров. Столкнулись непримиримо две исчезающие формации — русский революционный авангард и древняя языческая культура северных народов. На обе эти темы снято немало, но соединяя их в трагедию, мы снимали фильм вне прежних стереотипов, ни на что не похожий. Кстати, все съёмки происходили в двух местах — в Екатеринбурге и в Ханты-Мансийском округе. Хотя географическое пространство фильма — Москва, Крым, Свияжск, Камчатка, Мексика, тайга у реки Казым — также велико, как и время: с 1905 года до наших дней. Всё нашлось в Екатеринбурге, даже Мексика, остальное — на Казыме.

— «Ангелы…» прилетели. Кто следующий?

— В портфеле есть сценарий. Для него ищем сейчас исполнительницу. Нужна субтильная еврейская девочка лет шести. На моё объявление о кастинге уже откликнулись девочки… от 18 до 25 лет, даже мальчики. Девочка нужна для фильма о… Ну, скажем так: для последнего слова о Второй мировой войне. В идеале здесь в кадре должна быть только эта девочка.

… А фильм «Ангелы революции» действительно получился не похожим ни на какое другое кино. И всё-таки он мне кое-что напомнил. Не экранное. Фантастический рассказ Андрея ПЛАТОНОВА «Потомки Солнца», где герой одержим переформатированием мира и людей, преобразованием вселенной, да не по одному разу, и у него-то всё получается, как ни печально. И ещё напомнил то, где не получается, — платоновского же «Сокровенного человека»:

«…с Пухова взяли подписку — пройти вечерние курсы политграмоты. Пухов подписался, хотя не верил в организацию мысли. Он так и сказал на ячейке: человек — сволочь, ты его хочешь от бывшего бога отучить, а он тебе Собор Революции построит!»

В «Ангелах революции» православный собор «ангелы»-авангардисты переформатируют в крематорий. Вот только пылать в очищающем огне для трудящихся им не довелось. Сгинули на Казыме.

erid: erid: