Прощание с «Исетью»: биеннале в финале » новости Екатеринбурга и УрФО

Прощание с «Исетью»: биеннале в финале

12-11-2015, 08:00
Прощание с «Исетью»: биеннале в финале
Фото:

Гостиница «Исеть» (пр. Ленина, 69/1) уже никогда не будет прежней, после пережитого за два месяца 2015 года. Точнее, за 63 дня — с 9 сентября по 10 ноября, когда она была площадкой основного проекта «Мобилизация» Третьей Уральской индустриальной биеннале современного искусства. На каждом из 9 этажей, в каждом гостиничном номере её постояльцами были работы 61 художника и художественных групп из 21 страны — от «А» до «Я», от Австралии до Японии. Никогда «Исеть» не числилась пятизвёздочным отелем международного класса, а на 2 месяца им стала — благодаря поселившемуся в нём современному искусству и благодаря… самой себе. Это здание — часть жилого комплекса «Городок чекистов» — приобрело статус особого арт-объекта биеннале как образец интернациональной конструктивистской архитектуры. Как знак эпохи первой пятилетки, где ключевыми словами были «индустриализация» и «мобилизация», где «рука об руку шли, плечом к плечу стояли» и труд, и трагедия репрессий.

В 64-й по счёту день с открытия Третьей биеннале мы вновь собрались в «Исети». В последний раз. В конференц-зале «с видом на Средиземное море» (авторская инсталляция Синиши ИЛИЧА из Сербии), где прошло столько лекций и творческих встреч. Организаторы биеннале во главе с её комиссаром Алисой ПРУДНИКОВОЙ подвели её итоги, прощаясь с «Исетью».

Организаторы биеннале, и это ещё не вся команда! Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Два месяца в Екатеринбурге продолжалось это событие, признанное уникальным в мировом биеннальном движении, — Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Третья по счёту. Первая состоялась в 2010-м, открывшая для искусства и зрителей закрытые территории производственных предприятий. Вторая — ровно через 2 года, в 2012-м, эти открытия продолжила. А вот третья, призванная открывать для искусства сам город, вопреки биеннальным правилам, пришла к нам только в 2015 году. Но тем не менее, как и положено, через 2 года после второй биеннале был «включён» интеллект третьей. Интеллектуальная платформа будущих проектов начала работу на семинарах, лекциях, мастерских в Уральском федеральном университете, в Уральском филиале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) осенью 2014-го.

Тогда и оформился окончательно, и получил статус главного проект «Мобилизация». А на одном из «мозговых штурмов» директор Ливерпульской биеннале Салли ТАЛЛАНТ отметила пассионарность нашей публики. И, как сейчас подтвердили итоги Третьей Уральской биеннале, не ошиблась. Реальное число посетителей совпало с прогнозами — 100 тысяч человек. Добавлю: а если учесть, что мимо «Исети» в течение этих 63 дней проходила вечерами, возвращаясь с работы, практически треть города — «Мобилизация» сияла световой инсталляцией 9 этажей, то эту сотню тысяч можно утроить, и даже учетверить.

Арт-медиатор Александра КАТАРГИНА провела 35 экскурсий по этажам «Исети». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

На заключительной пресс-конференции Третьей биеннале 11 ноября её комиссар, директор Уральского филиала ГЦСИ Алиса ПРУДНИКОВА, исполнительный директор биеннале Алексей ГЛАЗЫРИН, куратор программы арт-резиденций Женя ЧАЙКА, куратор исследовательского проекта «Городок чекистов» Илья ШИПИЛОВСКИХ, директор перформанс-платформы Ольга КОМЛЕВА, арт-медиатор Александра КАТАРГИНА и другие участники биеннальной команды рассказали об итогах двухмесячной работы и о том, что же будет дальше. Разумеется, чтобы эти итоги обрели не только «числовое», но и смысловое выражение, нужна временная дистанция. Но тем не менее и сейчас есть чему порадоваться.

Интеллектуальная платформа стала в финале представительным симпозиумом Всемирной биеннальной ассоциации (IBA). Здесь помимо обсуждения влияния биеннале на жизнь города во всех сферах достигнуты важные договорённости. Например, о подготовке к Четвёртой биеннале в Екатеринбурге в 2017 году совместного спецпроекта с Гаванской биеннале (Куба).

Перформанс-платформа, включавшая театральную, поэтическую, танцевальную и музыкальную премьеры, впервые за историю Уральской биеннале состоялась не в «одноразовом» формате. 30 показов прошло в неработающих производственных помещениях конструктивистского здания типографии «Уральский рабочий», поработавшей на тему «Мобилизация». Арт-резиденциями стали 11 уральских городов, где на заводах побывали и поработали «по своей специальности» 12 художников из 7 стран мира, подготовив обширную экспозицию, которая заняла 2 этажа в гостинице «Исеть». Исследовательский проект «Городок чекистов» на 9-м этаже «Исети» не только пользовался огромной популярностью, но и будет продолжен: как победителю конкурса объединения институтов культуры стран Евросоюза «Кураторские бои» ему выделен грант, а ближайшее продолжение — web-сайт Городок чекистов.ru, где будут размещены документы и экспонаты с 9-го этажа «Исети».

Гордостью Третьей биеннале стал один из её спецпроектов — «Музей современного искусства: департамент труда и занятости», куратором которого была Государственная Третьяковская галерея. То, что такой авторитет в художественной жизни, как ГТГ, «мобилизован» на Уральскую биеннале, говорит об очень серьёзном к ней интересе.

Гостиницу «Исеть» за время биеннале посетили 20 тысяч человек. Могло быть и больше, но технические параметры здания не позволяют сейчас вместить больше 30 посетителей на этаж. Сейчас демобилизованную после «Мобилизации» гостиницу ждёт новая судьба. Речь не только о предстоящей реконструкции, тендере на нового арендатора, воплощении новых интересных предложений по наполнению здания. На Международном конгрессе ЮНЕСКО, который пройдёт в декабре в Санкт-Петербурге, прозвучит идея включить памятники конструктивизма в Екатеринбурге в число объектов мирового культурного наследия. Среди них «Исеть». 14 декабря на форуме Алиса Прудникова расскажет, почему теперь нельзя дважды войти в одну и ту же «Исеть».

erid: erid: