Урбанизм с улыбкой и сказкой » новости Екатеринбурга и УрФО

Урбанизм с улыбкой и сказкой

11-12-2015, 08:00
Урбанизм с улыбкой и сказкой
Фото:

Город вырос в галерее «ПоЛе» (пр. Ленина, 50/ж) 10 декабря. В графике известного екатеринбургского художника, создателя и книги, и творческого сообщества «Нарисованный Город». Эта выставка Алексея РЫЖКОВА, тоже сплошь состоящая из урбанистических портретов Екатеринбурга, вышла «в свет» под названием «Новый год в новом городе», которое придумала арт-директор галереи «ПоЛе» Вера ЛЕБЕДЕВА:

— Вы замечали, как возвращаясь из путешествия домой, в Екатеринбург, вдруг город не узнаёшь?.. Как будто всё те же дома, улицы, повороты и мосты, но сколько перемен! Этот свежий взгляд «туриста» в родном городе открывает нам постоянное обновление, которое ежедневно не замечаешь, просто не обращаешь на него внимания. Алексей Рыжков обращает, замечает, он пишет «портреты» Екатеринбурга уже 20 лет. И в своей урбанистической «улыбающейся» графике неустанно показывает нам, как продолжается городская история, какие новые страницы появляются в ней. Алексей умеет с улыбкой соединять реальность и сказку. Как автомобилист, очень хорошо понимаю этих перепуганных Ивана-царевича и Серого волка с васнецовской картины, оказавшихся в «тёмном лесу» улицы, забитой машинами.

Тот, кто жил-был большим или маленьким в Свердловске 1990-х, наверняка вспомнит этот железобетонный забор рядом с часовней на месте бывшего Ипатьевского дома. Сейчас здесь всё совсем не так. А было так, напомнил пейзаж Алексея Рыжкова, самый первый в урбанистической серии, написанный в смешанной технике в 1994 году.


Cотрудник галереи Юлия КУЗЬМИНА идёт по нарисованному городу. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Два десятка лет назад трудно было представить, что вырастут небоскрёбы рядом со старинными домиками. А они выросли — такие крупные городские «детишки», чада архитектурной «акселерации», показывают графические листы Рыжкова. И прижились, и примелькались, засияли, как гигантские свечи, огнями, стали своими в городе настолько, что их и не замечаешь уже, несмотря на исполинские размеры. Художник смотрит на них с отцовской улыбкой, да и как не улыбнуться, когда эти высотки азартно освоены рекламой, когда с их смотровых площадок (вполне возможно) взлетает над городом какой-нибудь супермен в обнимку с красоткой, как в голливудском боевике.


«Сердечное место» Екатеринбурга в пейзаже Алексея РЫЖКОВА. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Город нам привычен, словно собственная квартира, а художник предлагает «заблудиться» в знакомом, не обрастать стандартами восприятия. Включить не только «домашние» чувства родного места, но и чувство юмора по отношению к нему, и ощущение присутствия некоего сказочного «гения места», одухотворяющего, очеловечивающего новости и перемены в образе мегаполиса. Светлыми призрачными абрисами возникают над суетящейся улицей Богородица, императрица Екатерина Великая. Привиделось? Нет, уверяет художник, вглядитесь — и увидите.

Алексей Рыжков любит Екатеринбург весной и летом, осенью и зимой. Этот всем известный краснокирпичный «косой дом» над Исетью то и дело появляется на его рисунках. Один и тот же, но у художника он всякий раз — разный, и понятно, почему его ещё называют «снегирём», хотя этот дом не улетает и не прилетает. Стоит себе и меняется от погоды, от жёлтых листьев или белого снега вокруг, от времени года, от взгляда того, кто на него посмотрел. Насчитала в рисунках по крайней мере пять украшенных городских ёлок. «На том же месте, в тот же час», но и они неодинаковые — в разном ракурсе, с разных точек площади им. 1905 года, в Новогодье разных лет.


Городская азбука с рисунками художника и стихами Вадима ОСИПОВА. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Есть на выставке «стена путешествий», где урбанистический пейзаж Екатеринбурга — тот самый, с рекламой в полный рост небоскрёба, вписан в серию листов из других городов. Сказочные узкие улочки старой Европы с удивлённой доброй улыбкой «осматривают» могучего «пришельца» с Урала: «Ничего-ничего, всё меняется…» А рядом работа не новогодняя, но тесно и душевно связанная с годом, который уходит, который мы прожили вместе с городом. Словно с небес летят к нам эти молодые лица в пилотках, шлемах, фуражках, в косынках с красным крестом, и несут их портреты люди по улице Екатеринбурга: «Бессмертный полк». То, что запечатлено, никогда не уйдёт в никуда.

Не в чистом поле, а в галерее «ПоЛе» вырос ещё один мегаполис — трёхмерный. На фоне выставки «Новый год в новом городе» Алексей Рыжков научил вернисажную публику строить город из цветной бумаги. Такой и у себя дома можно соорудить, и под ёлку поставить — будет город как подарок.

erid: erid: