Офорт: полтысячи лет и вчера » новости Екатеринбурга и УрФО

Офорт: полтысячи лет и вчера

20-12-2011, 08:00
Офорт: полтысячи лет и вчера
Фото:

Первый Межрегиональный биеннале-фестиваль «УРАЛ-ГРАФО», организованный Свердловским отделением Союза художников России, открылся 24 ноября выставкой печатной графики в Доме художника (ул. Куйбышева, 97). В фестивале участвуют более 150 художников с примерно 1 000 работами из 31 города нашей страны и зарубежья. В проекте 11 коллективных выставок и 12 персональных.

Все виды графики мы увидим на уральском фестивале, который продлится до весны 2012 года. Вчера вечером в Галерее графики «Шлем» (ул. Куйбышева, 44) начала работать ещё одна крупная выставка биеннале «К 500-летию офорта. Посвящение Виталию ВОЛОВИЧУ».

Выдающийся книжный график и живописец, почётный гражданин Екатеринбурга, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств Виталий Волович всю жизнь верен офорту. Он — философ и виртуоз этой техники. Потому и посвящена офортная выставка этому мастеру, который продолжает создавать офорты и представил на вернисаже три листа из новой серии «Парад-алле», своего рода продолжение его уже ставшей классикой серии «Цирк». Знакомые персонажи, тот же высокий уровень мастерства, но новый уровень осмысления темы, где цирк — метафора жизни.

А новая выставка в «Шлеме» — не только фестивальная экспозиция, но и продолжение собственно «шлемовского» проекта «К 500-летию офорта», который был открыт два года назад выставкой-посвящением немецкому оружейнику, мастеру-гравёру Даниэлю ХОПФЕРУ из Аугсбурга. Первые датированные оттиски с травленых железных досок относятся к 1501—1507 годам и связаны как раз с его именем. Позже к искусству офорта обращались многие великие мастера: РЕМБРАНДТ, РУБЕНС, ДЮРЕР, ГОЙЯ...

Офорт — жанр изысканный, но, к сожалению, стал для Екатеринбурга редким. У нас мало художников, работающих в этой трудоёмкой технике. Виталий Волович — счастливое исключение. Потому экспозицию биеннале «УРАЛ-ГРАФО» в «Шлеме» в основном составили работы офортистов других российских центров изобразительного искусства. Выставка демонстрирует абсолютно разные подходы мастеров к технике офорта, различные стили, приёмы и манеры. Так, питерский график, заслуженный художник России Олег ЯХНИН и его ученики работают в основном как книжные офортисты-иллюстраторы. Московская школа представлена произведениями, посвящёнными старой Москве, героям 1812 года. А художники из Уфы обращаются в своих листах к национальным, этническим мотивам, к теме самоидентификации. Например, работа заслуженного художника Башкортостана Айрата ТЕРЕГУЛОВА так и называется (со знаком вопроса): «Я?..»

Всего на выставке представлено около 80 работ 46 художников из Екатеринбурга, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Стерлитамака, Нижнего Тагила, Уфы. Экспозиция продолжит знакомство публики с благородным искусством офорта и, возможно, даст уральским художникам творческий импульс к постижению этой техники. Выставка офортов в «Шлеме», разместившаяся на втором этаже Атриум Палас Отеля, открыта ежедневно, круглосуточно и бесплатно до 1 марта, вход для всех свободный.

Наша справка

Офорт — углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления. Еau forte — в буквальном переводе с французского — крепкая вода. Так раньше называли азотную кислоту, употребляемую для травления металла. Металлическую пластину с изображением, нарисованным иглой по твёрдому кислоупорному грунту, помещают в кювету с кислотой. Углубления, образовавшиеся в результате травления, заполняют краской, а затем изображения оттискивают на бумагу при помощи специального печатного станка. Зажатая между двумя валами станка офортная доска под сильным давлением отпечатывает на бумагу награвированный и протравленный рисунок.

erid: erid: