Восточные тонкости, хрупкие и на века » новости Екатеринбурга и УрФО

Восточные тонкости, хрупкие и на века

29-04-2016, 08:00
Восточные тонкости, хрупкие и на века
Фото:

Один из кураторов новой выставки в «Доме Поклевских-Козелл» Евгений КИСЕЛЁВ показал нам экспонаты, которых в самом Китае с тех пор точно не сохранилось. На бумаге лёгкой уверенной рукой, яркими красками рисовали специальные новогодние картинки — разные благопожелательные сюжеты: символы, исторических личностей, животных, даже бытовые сценки. Вот этот «Мэнь-шэнь» — бог дверей или хранитель врат — на тонюсенькой бумаге тоненькой кисточкой написанная новогодняя картинка. Такие картинки китайцы хранят лишь один год, потом сжигают, на смену придёт новый год и новые изображения. Потому-то «Мэнь-шэнь» уникален, есть сейчас только у немногих и не в Китае, а, например, в нашем Краеведческом музее.

Множество раритетов из Китая, Японии, из Центральной Азии, выполненных из разных материалов, хрупких и вечных — бумаги, фарфора, металла — расположились сейчас на 500 квадратных метрах Выставочного центра музея (ул. Малышева, 46). Этот масштабный проект 145-летнего музея-юбиляра под названием «Тонкое дело Востока» открылся и начал поражать посетителей разнообразием «тонкостей» 27 апреля. Проект организован музеем при участии Генерального Консульства Китайской Народной Республики в Екатеринбурге, Ирбитского историко-этнографического музея, частных коллекционеров.

Куратор выставки Евгений КИСЕЛЁВ представляет уникального «Мэнь-шэня». Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Как оказались эти удивительные экспонаты в музейных стенах, рассказал Владимир БЫКОДОРОВ, заместитель генерального директора музея, курирующий проект «Тонкое дело Востока». Всему виной стремление к знаниям и к перемене мест. Разумеется, этими качествами отличалась интеллигенция Екатеринбурга — члены Уральского общества любителей естествознания. Они и создавали основу музейной коллекции, в том числе и эту её восточную часть. Экзотические сувениры привозили на Урал и наши первые путешественники — купцы, которые бывали на Дальнем Востоке по своим торговым делам. Везли, к примеру, в Ирбит на ярмарку чай ящиками, а заодно приобретали то, что удивило, понравилось, позабавило или показалось поучительным. Посуду из почти прозрачного, тонко расписанного фарфора, национальную одежду местных жителей, предметы религиозных культов, неведомую игру «маджонг» или чеканные, металлические фигурки черепах, уток-мандаринок, драконов, мышей… Так, обширное собрание китайской малой пластики из бронзы, меди, белого металла, где и звери, и птицы, и рыбы, и легендарные существа (драконы, конечно же!), предоставил на выставку известный коллекционер Владимир ПЕЛЕПЕНКО. С этой искусно сделанной из металла «живности», собственно, и начинается выставка «Тонкое дело Востока».

А в центре этого первого зала нас встречает другая «тонкость» — на четырёх лапах, в полосатой оранжево-чёрной шерсти, с разверстой клыкастой пастью. Больше 100 лет назад царя дальневосточной тайги привёз в Екатеринбург Дмитрий СОЛОМИРСКИЙ, представитель династии ТУРЧАНИНОВЫХ, меценат и покровитель уральских учёных. Ясно, что не живого тигра, а его яркую оболочку. Тигр теперь украшает и охраняет «тонкости Востока» и стал символом выставки.

Чего здесь только не встретишь! Причём в историческом контексте. Японские пропагандистские гравюры в традиционных техниках времён Русско-японской войны и китайские пропагандистские плакаты времён «великой дружбы» — благостные, как советский фильм «Кубанские казаки». Резная, расписная, искусная реликвия из Японии начала ХХ века напоминает терем, но это не игрушечный домик, а настоящий ритуальный паланкин — микоси — для священных синтоистских предметов. На стенах цветёт сакура (на баннерах, воспроизводящих дальневосточную живопись), а в витринах грозные катаны, сабли, винтовки. Интересные истории и предметы связаны с судьбами русских харбинцев, шанхайцев, покинувших Россию во время революционной смуты и вернувшихся на родину после Второй мировой войны. Немало таких семей оказалось в Свердловске, они принесли в наш город особый пласт культуры — гуманитарный, языковой…

Насыщенная информацией, густонаселённая артефактами выставка дарит и минуты отдохновения. С помощью специальных масок посетитель может превратиться в самурая или гейшу. Можно было взять со столиков, зажмурившись, наугад, листочек с древним изречением японских или китайских мудрецов и прочитать, что они тебе советуют. Бросовых высказываний здесь нет. Взрослые, как дети, играли в замысловатые головоломки. Желающие узнать тонкости оригами с помощью научного сотрудника Художественного музея Эрнста Неизвестного Светланы СОКОЛОВОЙ делали из бумаги цветущие лотосы. Но все мы, делая такие развлекательные паузы, возвращались к созерцанию необыкновенных экспонатов. И это была истинно восточная практика любования, сочетающаяся с практикой познания нового, что присуще и Западу, и Востоку.

erid: erid: