Портретная сюита сценографа » новости Екатеринбурга и УрФО

Портретная сюита сценографа

21-06-2016, 12:48
Портретная сюита сценографа
Фото:

Многие из нас в глубине души мечтают об особом портрете — чтоб большой, величественный, в красивой раме. Да ещё чтоб выглядеть как-нибудь небуднично, поторжественнее, желательно в кринолине, с веером или хоть в шляпе с перьями. Такие «портреты мечты» пишет екатеринбургская художница Нина РОГОЗИНА. Её выставка «Портретная сюита» открылась в галерее «Альбом» (Музыкальное училище им. П. И. Чайковского, 22). Вход свободный. Своё увлечение именно подобной портретной живописью нам объяснила сама Нина:

— По профессии я — сценограф, театральный художник. Так что и людей вижу по-театральному, немножко «на котурнах». В своё время и мне довелось быть на сцене — пела в дуэте с моей замечательной подругой Ольгой ТОРОВОЙ. Наш маленький ансамбль «Камертон» много выступал, гастролировал, и как-то я ухитрялась совмещать свою концертную деятельность со своей не менее бурной художественной жизнью. Впрочем, эти две ипостаси моего бытия скорее помогали друг другу, нежели противоречили. Но когда ты смотришь на людей сквозь свет рампы, то потом и перед мольбертом встаёшь в таком своеобразном «романсовом» настроении, начинаешь слышать музыку, угадывать прекрасную тайну людских лиц, особенно женских. В каждой новой своей модели стараюсь увидеть сказочную принцессу, которой уже не надо кидаться в горящие избы и останавливать коней на скаку. Пора женщине сесть на золочёный стульчик, обмахнуться веером, поправить медальон на шее, размечтаться и… начать мне позировать. А уж я не подведу!..


Портрет певицы Ольги ТОРОВОЙ в образе Кармен. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Такой мечтательной, томной, но в то же время весёлой и задорной предстаёт на портрете Нины Рогозиной певица Ольга Торова. Художница изобразила её в образе Кармен. Именно эта роль всегда «шла» Ольге больше всего. Темпераментная испанка с огненным взглядом тёмных глаз, закутанная в изысканную кружевную мантилью, подбоченившись, резко раскрыла веер. И смотрит на зрителей с портрета, будто хочет сказать: «Любите меня, если осмелитесь! Но берегитесь любви моей!» А вот автор портрета и на сцене, и в жизни другая — нежности, лирики гораздо больше. Художница рассказывает:

— Когда я начала писать автопортрет, то выбрала совсем другую тональность, другую цветовую гамму. Не знойную, испанскую, красно-золотую, а русскую, серебристо-белую, снежную. Мне вообще всегда была больше близка тема русского романса, фортепианные «Святки» ЧАЙКОВСКОГО, «Метель» СВИРИДОВА… Обо всем этом я вновь думала, когда создавала декорации к спектаклю «Евгений Онегин», премьере нынешнего сезона в Оперной студии Уральской консерватории в постановке Павла КОБЛИКА. Свежий, романтичный, проникновенный получился спектакль. И я очень рада, что Татьяна у нас похожа на Татьяну, а не на бизнес-леди или персонажа глянцевых журналов, как это сейчас часто бывает. В этом спектакле музыка Петра Ильича Чайковского хорошо слышна, и у зрителей есть возможность насладиться её тончайшими нюансами, не отвлекаясь на всяческие эпатажи, которые, между нами говоря, уже всех порядком утомили. Мне вообще начинает казаться, что по нынешним временам сделать вполне классический спектакль — это и есть самый настоящий авангард. С удовольствием работала над спектаклем и с удовольствием показала на выставке «Портретная сюита» эскизы к нему. Образы Татьяны и Ольги — здесь тоже в каком-то смысле портреты.

Особый колорит выставке придаёт коллекция вееров Нины, которую художница впервые здесь показывает зрителям. Веера для неё — не просто изящная вещица, которую всегда приятно держать в руках, а один из наиболее востребованных аксессуаров, которые художница часто вручает в руки и своим моделям — как портретист, и актрисам в спектаклях — как художник-постановщик.


Эскиз Нины РОГОЗИНОЙ к спектаклю «Сильва». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

— Театральным художником не надо за натурой бегать. Мир театра так богат и разнообразен, что может предоставить тебе сколько угодно самых ярких художественных впечатлений. Это в своё время испытали на себе и Эдгар ДЕГА, и Анри де ТУЛУЗ-ЛОТРЕК, и Огюст РЕНУАР, и Александр БЕНУА, и Валентин СЕРОВ, и Пабло ПИКАССО. Да и сами актёры, и режиссёры порой становятся художниками, не выдержав такой экспансии красоты и фантазии на свою подвижную психику. Просто в один прекрасный день ты начинаешь создавать на бумаге свой собственный театр, помещая на его «сцену» друзей, вручая дамам веера, а джентльменам — шпаги, водружая им на головы шляпы с перьями или даже короны…

Теперь дамы взмахивают веерами и улыбаются нам через кружева испанских мантилий со стен галереи «Альбом». Мужчины, положив руки на эфес шпаги, смотрят грозно и величаво, подобно героям Александра ДЮМА или Вальтера СКОТТА. И всё это освещено лукавой улыбкой художницы Нины Рогозиной, которая их замыслила и нарисовала.

erid: erid: