Ювелирная орбита жизни » новости Екатеринбурга и УрФО

Ювелирная орбита жизни

14-02-2017, 15:01
Ювелирная орбита жизни
Фото:

История ювелирного искусства Урала знает немало удивительных, ярких мастеров, которые прославили наш край далеко за его пределами. Один из них — Владислав ХРАМЦОВ. Как единодушно уверяют искусствоведы, почерк его изделий невозможно спутать ни с чьим другим. В них сквозит неповторимое своеобразие образных пластических решений, чувство природы камня, его цвета, формы, фактуры. Всё это сочетается не только с виртуозной обработкой, но и ощущением того громадного опыта, неутомимого поиска, которые стоят за каждой работой ювелира.

— В феврале 2017 года Владислав Храмцов отметил бы своё 85-летие. Ко дню рождения художника-ювелира в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства (пр. Ленина, 37) открыта уникальная выставка под названием «Орбита Владислава Храмцова», — рассказывает заслуженный работник культуры РФ, директор музея Надежда ПАХОМОВА. — Сейчас в музейных фондах находится около 300 единиц хранения изделий художника. Это не только ювелирные произведения, но и наброски, эскизы, различные документы. Значительная часть изделий, изготовленная уральским ювелиром, сейчас в частных коллекциях, которые раскиданы по всей стране. Приятно, что некоторые из их владельцев откликнулись на приглашение предоставить украшения для участия в юбилейном мероприятии.

Выставка «Орбита Владислава Храмцова», которая продлится более месяца, расположилась сразу в нескольких музейных залах. В них представлены совершенно разноплановые работы, каждая из которых удивительно современна и сегодня: Храмцов переплавлял в произведениях искусства и жизненные впечатления, и культурное наследие, и достижения науки. Отсюда — отзвуки бажовских сказов, искреннее любование природой, своеобразно осмысленная космическая тема.

— Храмцов, как отмечают все, кто его знал, обладал не только недюжинным талантом, но и твёрдостью характера, необыкновенным трудолюбием, что для ювелира часто становится одним из первостепенных факторов, — отмечает Надежда Пахомова. — Владислав Михайлович родился в Тавде Свердловской области. В доме часто звучали задушевные русские песни, байки, былины. Будущий художник не только впитал народную культуру в свою душу, но перенял этот уклад и для своей семьи.

Предвосхитило будущность художника его увлечение рисованием. А также нехитрый заработок некоторых мальчишек в глубинке, которые раскатывали двадцатикопеечные монеты в обручальные колечки: советская власть была против любого проявления мещанства, даже нехитрые украшения приобрести было очень трудно. Мальчишкой Храмцов прослышал, что открывается художественно-ремесленное училище, приехал в 1948 году в Свердловск, поступил. В послевоенные годы в училище работали чуткие, доброжелательные люди, талантливые преподаватели, известные уральские художники. Храмцов почувствовал себя на своём месте, в родной среде. А в 1951 году 19-летний Храмцов пришёл на Свердловский ювелирный завод ювелиром-монтировщиком, художником. Работе здесь он отдал несколько десятилетий.

— Его путь всегда был дорогой исканий, — размышляет Надежда Пахомова. — С одной стороны, он оказался официально признан, с другой, находился в вечном эксперименте. Так, в 1965 году Храмцов был принят в члены Союза художников России, в 1967 награждён бронзовой медалью ВДНХ СССР. Более того, он один из немногих, кто был награждён серебряной медалью Российской академии художеств «Достойному». О его творчестве знали, о нём говорили, спорили. Но в то же время мастер щедро делился секретами мастерства с новыми поколениями ювелиров. И сам никогда не уставал учиться, уже в зрелом возрасте окончил Уральский государственный университет. Затем Владислав Храмцов входил в состав Учёного совета Музея истории камнерезного и ювелирного искусства, а также жюри традиционного конкурса имени Денисова-Уральского.

На церемонии открытия выставки «Орбита Владислава Храмцова» 11 февраля собрались не только почитатели творчества одного из основоположников уральского ювелирного искусства, но и родственники художника — сын, внучки и даже маленькая правнучка. Примечательно, что внучки продолжили дело своего деда. Они не только сохранили семейную фамилию, ставшую брендом, но и начали изучать живопись, а также ювелирное искусство. Так, сейчас красоту камня, его гармоничное соединение с металлом пробуют передать Елена и Маргарита Храмцовы, а Екатерина представила на открывшейся выставке свои художественные работы.

— Дед всегда говорил, что нужно фантазировать и мечтать, а затем воплощать это в жизнь, — вспоминает внучка ювелира Екатерина ХРАМЦОВА. — Советовал: представил — нарисуй, слепи из пластилина. Он был очень тёплым человеком, не строгим, но очень авторитетным. В своей мастерской пропадал с раннего утра до позднего вечера, праздников и выходных для него не существовало.

Таким образом, благодаря таланту и трудолюбию Храмцов достиг глубинной сущности своего искусства, ему подвластны цвет и ритмы, плоскости и объёмы. Он в совершенстве овладел условно-изобразительными, конструктивными, дизайнерскими подходами, скульптурными и графическими приёмами.

— Только когда я сама начала постигать азы ювелирного искусства, то поняла, насколько высококлассным мастером был мой дед, — рассказывает Елена Храмцова. — Первые свои вещи я сделала из лазурита и малахита, мне интересны природные камни. Как и дед считаю, что природа создала столько красоты, что её не стоит создавать искусственно. Не скрою, что мне иногда нравится перебирать дедушкины камни, те, что пока не нашли воплощения в изделиях. Это будит фантазию, заставляет идти вперёд по пути освоения мастерства.

Владислав Храмцов оставил российскому ювелирному искусству огромное наследие. Он не только более 30 лет был руководителем творческих групп уральских художников-ювелиров. Работы мастера хранятся в музеях Екатеринбурга, Москвы, Ирбита, Калининграда, Красноярска, Кемерово, Магнитогорска, Новосибирска, Оренбурга, Перми, Сергиева Посада, Тюмени, Читы. Но, пожалуй, самое главное — это то, что он зажёг любовь к ювелирному искусству у тысяч людей по всей стране.

erid: erid: