Воссозданные видения » новости Екатеринбурга и УрФО

Воссозданные видения

12-04-2017, 14:40
Воссозданные видения
Фото:

В выставочном зале екатеринбургского отделения Союза писателей России (Дом писателя, ул. Пушкина, 12) представлено творчество екатеринбургского же художника и дизайнера Александра НАМА. Вход — свободный.

Произведения Александра Нама — это воссозданные видения о прошлом, настоящем, подчинённые музыкальным ритмам старого уральского рока. В его картинах мало неба, много земли и воды. Этим стихиям он посвящает свои умозрения в красках. Мотив лодки в водной стихии, как зыбкого в зыбком, переходит из картины в картину. Например, «Двое в лодке» или «НЛО» — пейзаж с речкой, деревьями, кустами, отражениями, над которыми зависает между небом и землёй перевёрнутое носом вниз плавучее средство. Остроносая лодка, не подчинившаяся закону гравитации, интригует зрителя. Нам как будто предлагают шагнуть внутрь картины и посмотреть, что же там происходит, как в сказке Льюиса КЭРРОЛЛА «Алиса в Зазеркалье». Художнику не чужд жанр фэнтези. Но, в отличие от исторических ретроспекций, у Александра Нама на первом месте — своя, личная правда, свои представления и свои видения. Словно в пространстве холста существует смоделированный таинственный мир, отражающий мир реальный.


«Охота». Фото: Рустам БИКБОВ.

Искренность — характерная черта искусства Александра Нама. Художник при помощи красок зримо наполняет пространство картин музыкальными ритмами. Его ранние работы — пустынные городские и загородные пейзажи как особая среда обитания, погружённая в медитативную тишину. Они безлюдны, словно художник в них ищет место для своих будущих героев. Далее, как взрыв, в творчестве возникает ряд экспрессивных абстракций. И в последующих работах автора есть стремление к переменам, попытка выхода на новый уровень. Действие ускользает, словно это не станковые картины, а эскизы для театрального спектакля.

Ещё в середине 1990-х художник обращается к теме, позднее ставшей для него сквозной. Сначала это живописное повествование о том, как люди ловят рыбу, романтизированные произведения, посвящённые полной приключений ночной рыбалке. Постепенно бытовой сюжет преобразуется в древнее, сакральное таинство. Рыба в раннем христианстве — символ Христа, и у Александра Нама рыба становится самодостаточным образом. Появляется целая серия изображений древних кистепёрых рыб в толстых потрескавшихся панцирях, прародителей рептилий. Рыбы, словно ископаемые окаменелости из позднего силура, представлены пастозными мазками, скульптурно и персонально. Темой экологии выделяется среди других полотен картина «Басня» — почти плакатное произведение о взаимоотношениях людей и животных, обращение к рискованной пограничной ситуации. Неустойчивое положение человека на падающем стуле — метафора необходимости сохранять равновесие и баланс в природе.


Экологическая тема в «Басне». Фото: Рустам БИКБОВ.

Наша родная уральская природа становится источником свежего дыхания художника. Для архитектора и живописца Нама простые срубы и скаты крыш деревенских построек, изгородей, силуэты деревьев и кустов — как материальные объекты формирования среды обитания человека — представляют естественный интерес. Обращение к архаике изначальных форм связано с возможностью обретения спасительной стабильности в меняющемся мире. Для таких открытий не нужна экзотика, хороши незатейливые пейзажи. Деревенские дома и деревья, окутанные снегом, словно погружённые в сон… Вместе с окружением они создают атмосферу бытования, наполненной высокой поэзией повседневности.


«Весна» — поэзия повседневности. Фото: Рустам БИКБОВ.

Александр Нам — художник многоплановый, предстающий в разных ипостасях. Сейчас он активно работает в области современного дизайна, росписи стен, станковой живописи. В 2017 году состоялся ряд выставок: ретроспективный показ картин, созданных почти за 30 лет творческой жизни. Несколько его этапов совпадают с развитием уральского андеграунда, начиная от мрачноватых тем 1990-х, через экспрессивные эзотерические, полуфигуративные и абстрактные работы начала 2000-х, с переходом на уровень созерцательного размышления. В его картинах синтез музыки и живописи существует нераздельно. Это удивительное свойство притяжения объединяет его картины, которые надолго остаются в памяти.

erid: erid: