Тепло из войлочного чемодана » новости Екатеринбурга и УрФО

Тепло из войлочного чемодана

7-02-2012, 08:00
Тепло из войлочного чемодана
Фото:

В холодный вечер 3 февраля в Екатеринбурге наступил «Тёплый день». Музей изобразительных искусств (пер. Воеводина, 5) согрел посетителей выставкой под этим названием — выставкой войлочной скульптуры московского художника Ирины АНДРЕЕВОЙ. С музейных крыш не капало, до первой оттепели ещё очень далеко, и температура в стенах музея не повысилась ни на градус: нельзя, есть правила хранения и экспонирования. Но все, пришедшие на вернисаж в пятницу, почувствовали себя обогретыми. Здесь даже холодильник с замороженными пельменями кажется тёплым, даже телевизор и пианино — мягкие и уютные, как клетчатый плед. Шкаф, диван, зеркало, снежная баба за окном — всё из шерстяного войлока, который со стародавних времён используется для валяния валенок.

Павел Петрович БАЖОВ собирал свои сюжеты, как уральские самоцветы, в «Малахитовую шкатулку». Ганс-Христиан АНДЕРСЕН отыскивал их в любом предмете — в штопальной игле, свинье-копилке, игрушечном солдатике — и складывал в книгу «Сказки и истории». Ирина Андреева свои сказки и истории словно достаёт из волшебного валенка. Валенки же — ещё и ещё — извлекает из войлочного чемодана. Сказка создана Ириной не словами, а в войлоке, руками. И началась она, как выяснилось, действительно с валенка…

В детстве московский художник Ирина Андреева много времени проводила в деревне, у бабушки. Валенки там зимой — вне конкуренции. С ними связано столько детских зимних забав, они — символ защищённости, тепла. Неудивительно, что студентка художественно-графического факультета Ижевского педагогического университета свою дипломную работу посвятила валенкам — теоретически и практически. Тогда и поняла, собственноручно убедилась и восхитилась, какой это благодатный, благодарный, родной для неё как скульптора материал — шерстяной войлок.

Войлочная скульптура в той же бело-серо-чёрной гамме, что и привычные для монументалиста гранит и мрамор. Но камень — холодный, а на выставке «Тёплый день» от каждой скульптуры веет теплом, как от жарко нагретой батареи. И сама батарея, на которой сушатся валенки, скульптурно представлена. Она тоже из войлока, как все эти валяные шерстяные сапожки. А на плетёном круглом половичке с достоинством многодетной матери возлежит кошка-валенок, кормит трёх котят-сосунков — крошечные валенки с хвостиками. Здесь растёт настоящее «Чудо-дерево», как в сказочном стихотворении Корнея ЧУКОВСКОГО, где все ветви, словно яблоками, увешаны парочками самых разных валенок. Правда, сама художник уверяет, что скульптура называется «Новая коллекция». Но зрители, у которых на выставке отогрелись и оттаяли «замороженные» временем детские воспоминания, настаивают на «Чуде…» А в самом начале проекта — ещё одна отдельная от него скульптура: три печальные войлочные фигуры:мама, спелёнутый младенчик на её руках, девочка с торчащими надо лбом, как усики у бабочки, косичками. Дочка держится за хлястик маминого пальто, а за спиной у мамы — крылышки. Ирина Андреева познакомила «ВЕ» с персонажами:

— Это семейство бездомных молей, «изгнанники». Беспокоит ли моль скульптуры? Стоило мне сделать эту «Моль», и моль не появляется среди моих шерстяных изделий. Как-то так мне удалось с ней договориться…

Скульптура — «твёрдое» произведение искусства. Даже если в процессе создания материал был пластичным, податливым, как глина или гипс, результат — «окаменелый». Ирина Андреева представила в «Тёплом дне» мягкие скульптуры. Конечно, эти валяные изваяния не рассыпаются на шерстинки-пушинки, держат форму, но изначальная мягкость, ощущение их шершавой или бархатистой нежности не исчезает. Как делается войлочная скульптура, можно увидеть на фотографиях, сопровождающих проект на стенах Музея изобразительных искусств. Вот из шерстяных клочков в водной стихии (под душем), как Афродита из пены морской, войлочный эмбриончик становится девочкой, героиней «Тёплого дня».

Живая детская пластика передана художником в каждой девчачьей позе — коленками на табуретке, клубочком на диване, комочком в недрах таинственного шкафа. С девочкой рядом котёнок-девочка — верная подружка. «Тёплый день» — не экспозиция отдельных войлочных сюжетов, а целая история о том, как обе малышки остались одни дома. История, полная домашних приключений и тихих открытий. Началась пробуждением, когда за войлочным окошком тускло светится зимнее утро, продолжилась шалостями с маминой помадой, гаммами за пианино, примеркой нарядов, поеданием пельменей, сказками из шкафа и сказками из книжки, мультиком по телевизору…

Спросила у Ирины, не собирается ли она попробовать себя в анимации: мультики из пластилина есть, мультики, созданные пальцами на стекле, — тоже, из войлока же никто ещё не делал. А «Тёплый день» — замерший в предвкушении движения анимационный фильм.

— Думаю об этом. Попробую, наверное. Но сначала будут «Тёплые сказки» — серия детских книжек с войлочными героями.

— Главная героиня — эта девочка? У неё есть имя?

— Эта — безымянная, просто Девочка. А у одной из книжных героинь имя будет: Валентина, Валя, Валюшка…

Из досье

Ирина АНДРЕЕВА — уроженка Сарапула, выпускница Ижевского государственного педагогического университета (художественно-графический факультет). Ныне живёт и работает в Москве, член Союза художников России. Постоянный участник и победитель Международного фестиваля авторской текстильной куклы «Ребро Евы» (Москва). Дипломированный участник ежегодной московской Международной выставки художественных кукол. Участник международной выставки «Время кукол» (Санкт-Петербург), победитель «Выставки авторских медведей российских художников» (Москва), лауреат многих других выставок и фестивалей авторской куклы и художественного текстиля. Работы представлены в экспозициях московской Галереи «Вахтановъ», Центрального Дома художника, находятся в частных коллекциях в России, Великобритании, Германии, Нидерландов, Швеции, США, Японии…

erid: erid: