Гусары и Бородино на почтовом подворье » новости Екатеринбурга и УрФО

Гусары и Бородино на почтовом подворье

11-05-2012, 08:00
Гусары и Бородино на почтовом подворье
Фото:

«Если хочешь быть красивым, поступи в гусары» — шуточный афоризм Козьмы ПРУТКОВА процитировала нам вчера заведующая Музеем Ф. М. Решетникова Лариса КАТАЕВА, показывая экспонаты. Сегодня в этом здании (ул. Пролетарская, 6) объединённого Музея писателей Урала одновременно откроются две выставки, посвящённые 200-летию Отечественной войны 1812 года. И обе связаны со спецификой именно этого литературного музея, расположенного на бывшем почтовом подворье у чёрно-белого верстового столба. Это выставки раритетных открыток из собрания екатеринбургского коллекционера Юрия НОВГОРОДЦЕВА. Обе отражают события 1812 года, но в разных ракурсах. Вчера, за сутки до вернисажа, мы стали первыми экскурсантами, а Лариса Катаева провела для нас экскурсию:

— Русская литература наполнена образами людей в мундирах. Гоголевские шинели, лермонтовские колеты и голубые мундиры, давыдовские «сабля, ташка, конь гусарский», пушкинские «блестящие эполеты», «уланы с пёстрыми значками», толстовские гусары, «драгуны с конскими хвостами» стали своеобразными символами времени…

Гусары, уланы, офицеры, генералы в мундирах 1812 года изображены на 12 акварелях, известного русского художника Николая ЗАРЕЦКОГО, ставших открытками. Они и начинают первую выставку под названием «Человек в мундире».

Филокартист Юрий НОВГОРОДЦЕВ сегодня будет лично присутствовать на двух вернисажах экспозиций, в основе которых открытки из его коллекции. А выбор экспонатов осуществлял музей соответственно теме — Отечественная война 1812 года. Так были выбраны двенадцать открыток с акварелями конца XIX века военного и художника Николая ЗАРЕЦКОГО, где со всем тщанием и во всех красочных подробностях воспроизведены мундиры той войны — от гусаров до ополченцев. Заведующая музеем Лариса КАТАЕВА показала их нам и рассказала:

— Посмотрите, самые красивые мундиры — гусарские. Гусары были в те времена своеобразным «спецназом». Но при всей роскошной красоте в гусарском мундире нет ничего «просто так», всё функционально. Даже «золотые» шнуры призваны предохранять от сабельного удара.

Эти акварели стали открытками в Санкт-Петербурге, в общине святой Евгении под патронатом внучки Николая I, тоже Евгении. Открытки издали к 100-летию Отечественной войны, в 1912 году, а потом о них «забыли» на долгие 90 лет. И только, когда эти кусочки картона обнаружили в фондах Исторического музея, то и вновь выпустили в свет — в 2002 году. Выставка продолжает рассказ о «человеке в мундире» открытками, воспроизводящими картины ВЕРЕЩАГИНА, ОРЛОВСКОГО, ВЕНЕЦИАНОВА, ТЕРЕБЕНЕВА, знаменитые иллюстрации к «Войне и миру» Дементия ШМАРИНОВА и Александра АПСИТА…

Спустившись вниз по лестнице, мы оказались в «Бородинском зале». Сегодня экскурсию по выставке «Были люди в наше время…» проведёт её куратор, старший научный сотрудник Татьяна КАМЕНЕЦКАЯ. А вчера нам помогал знакомиться с экспонатами научный сотрудник музея Алексей БАГИЧЕВ. Это тоже художественные открытки и тоже из собрания Новгородцева. Каждая помещена в рамку, где фоном — многократно повторяющиеся строчки лермонтовского «Бородино». Но не только открытки — марки разных лет, спичечные этикетки, посвящённые Бородино, великому сражению 1812 года. По замыслу музейщиков выставка представляет портретный и панорамный взгляд на событие. С одной стороны, это люди, творившие историю: КУТУЗОВ, НАПОЛЕОН, БАРКЛАЙ ДЕ ТОЛЛИ, БАГРАТИОН… С другой — война, где и генерала, и солдата, не разбирая чинов, одинаково не щадили пули и снаряды.

А в «Ночь музеев» (19—20 мая) на почтовом подворье можно будет повстречать оживших персонажей открыток — русского гусара, парижских дам и даже Наполеона. Программа, в которую войдут и две новые выставки, называется «Паришь в Париж».

erid: erid: