Через моды — через годы » новости Екатеринбурга и УрФО

Через моды — через годы

31-08-2012, 08:00
Через моды — через годы
Фото:

В центре выставочного зала — песочные часы. Как символ времени и… вечной женственности. «Песочными часами» целый век называют классическую женскую фигуру с тонкой талией, пышным бюстом и округлыми бёдрами. Этот двойной символ на вернисаже 29 августа в Музее истории Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 26) выполнял ещё одну функцию: был ответственным за исполнение желаний.

Каждому посетителю новой выставки вручали бутоньерку из последних летних ромашек, скреплённую листочком бумаги с предсказанием. Не на языке цветов салонной игры «Садовник», а на языке поэтов. Пожелание сбудется, если его, словно в копилку, опустить в прозрачный конус «часов». Пример зрительской интерактивности подала главный специалист управления культуры администрации Екатеринбурга Лариса ПЕТРОВА, и вернисажная публика с удовольствием повторила её действия. А с музейных стен на нас смотрели лица горожанок иных времён — улыбка юности, очарование молодости, обаяние зрелости… Музей разместил в своём интерьере Портрет. Фотографии и артефакты соединились в экспозицию «Портрет Горожанки». Что может лучше рассказать о женщине в отсутствие самой женщины? Конечно, платья, шляпки, туфельки, милые мелочи, без которых ни одна женщина не может обойтись. Через моды музей проводит нас через годы — через сто лет жизни екатеринбурженок-свердловчанок.

Мужская одежда и аксессуары сегодня вряд ли достоверно поведают о личности своего «носителя». О состоянии банковского счёта — да, о вкусе его мамы или жены — несомненно. Вещи мужчины, как правило, не его индивидуальный выбор. А в случае с женщиной — ситуация противоположная. Даже девочка придумает, как по-особенному завязать бантики в волосах, или скопит мелочь на цветные заколки, или длинную юбку в два взмаха ножницами сделает короче некуда. Вне зависимости от дохода, семейного положения, возраста всё, что носит женщина, — безмолвные свидетели её личных пристрастий, образа жизни, её характера. И не только.

Дамский гардероб отражает экономическую ситуацию в стране. Проявляет с точностью исторического источника положение женщины в обществе, её стремления и разочарования. И уж, конечно, горожанки любых времён, как ни был бы скуден набор платьев, следуют моде. А мода, в свою очередь, — воплощённая в повседневных вещах эстетика времени. А она, в свою очередь, неотрывна от экономики, политики, мира, войны… Словом, платье, коробочка из-под пудры рассказывают о своей хозяйке, о времени и о себе очень откровенно и честно. Стоит прислушаться к их неслышным голосам — вглядеться.

Музей истории Екатеринбурга предлагает нам сделать это вместе на новой выставке «Портрет Горожанки», которая будет открыта до новогодних праздников. 500 предметов представляют нам cто лет из жизни екатеринбургской Женщины — с 60-х годов XIX века до начала шестидесятых прошлого столетия.

Не потускнел глубокий фиолетовый цвет наряда из тафты нашей горожанки позапрошлого века. Если понюхать флакончики из-под духов, то, наверное, ещё можно почувствовать аромат «Ландыша» девятнадцатого столетия, резкий запах «Кремля» и густой «Красной Москвы» (середина ХХ века). В 50-е годы прошлого столетия, когда стало известно, что джентльмены предпочитают блондинок, горожанки обесцвечивали волосы перекисью водорода. А на рубеже XIX—ХХ веков дамы добивались с её помощью голливудской улыбки. Голливуда тогда ещё не было, но зубной порошок Pergidrol, гарантирующий жемчужность зубов, имелся у любой дамы. В этой витрине нечто белоснежное, кружевное — панталоны-мотыльки «кисейной барышни», в которых сегодняшняя девчонка, не стесняясь, могла бы выйти на улицу, назвав одеяние «юбка-брюки». Брюки свердловской шестидесятницы, сшитые на заказ, чуть не стоили ей работы. Строгость нравов блюли партия, комсомол и начальство.

И всё-таки не бриллианты — лучшие друзья девушек, а платья. Единственное такое платье как раз из Голливуда на весь послевоенный Свердловск — на вид скромненькое… Рядом синее платьице того же времени с необычными узорами. Боевой офицер вместе с медалью «За победу над Японией» привёз невесте трофейное кимоно, которое она перешила в свадебное платье.

Шопинг советских лет доставлял свердловчанкам не столько удовольствие, сколько головную боль. Но «голь на выдумки хитра». В 30-е годы из сатиновых шаровар сооружали купальник, в 50-е вязали крючком из простых ниток кружевные шляпки, крахмалили и гордо носили — были в «тренде» летнего сезона. Интересно, что даже тогда, когда прошла пора «кисейных барышень» и бывшие гимназистки и курсистки (уцелевшие от пролетарского гнева) становились учительницами, медсёстрами в родном городе, строили Уралмаш, пополняли ряды «ворошиловских стрелков», они ухитрялись выглядеть модно. Причёсочка «бубикопф», пуговицы, перешитые со старорежимного маминого платья на новую ситцевую блузку… И, конечно, вышивка — рукоделие, которое женщины не бросали никогда. Новые черты времени не смогли уничтожить женственность. Это видно в витринах, посвящённых реальным персонажам: к примеру, поэту и писателю Елене ХОРИНСКОЙ.

Саундтреком фестиваля стали песни 60-х годов ХХ века в исполнении замечательной певицы того времени Майи КРИСТАЛИНСКОЙ. В витрине, завершающей экспозиции, под вешалкой с первыми мини-платьями — гитара, символ шестидесятников. А в торце зала, прямо за инсталляцией «Песочные часы», — снова вечная женственность: стена бессмертных женских строк Анны АХМАТОВОЙ и Марины ЦВЕТАЕВОЙ.

erid: erid: