О чём рассказал резец » новости Екатеринбурга и УрФО

О чём рассказал резец

12-09-2012, 08:00
О чём рассказал резец
Фото:

Вера ЛЕОНТЬЕВА из Каменска-Уральского по профессии художник-ювелир. В 2007 году она перенесла своё внимание с камня и металла на бересту — и придумала уникальную, не имеющую аналогов в мире технику работы с этим материалом. Осваивала работу с берестой мастерица самостоятельно, разобралась с традиционными способами, постигла премудрости прорезки и тиснения, прошла через множество сложностей, которые только подстёгивали творческое воображение… Её «Жар-птица», выполненная в авторской технике филигранной бересты, стала настоящим хитом региональной выставки-конкурса «Многоликое дерево», открывшейся в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала на ул. Чапаева, 10.

— Жаль, о том, что готовится такая выставка, я узнала сравнительно поздно, — улыбается Вера Александровна. — Самые удачные мои работы уже успели уехать в Москву на международный конкурс «Этномир». Но мы с дочерьми Еленой, Татьяной и Светланой не спали ночей, резали бересту, собирали «Жар-птицу», склеивая по отдельности каждый завиток. Работа безумно трудная, кропотливая — но какую она приносит радость! Я люблю бересту за то, что это живой материал, который не гниёт, не пропускает воду, обладает бактерицидными свойствами — и при этом даёт огромный простор фантазии.

На выставке в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала дерево предстаёт поистине многоликим. Каких только техник здесь не увидишь! Вот сложные многофигурные панно, собранные из кусочков дерева разных оттенков; а вот работы в технике корнепластики, авторам которых хватило внимательности разглядеть в коряво-мощном куске древесины очертания диковинных зверей и птиц и только чуть коснуться резцом, чтобы выпустить эти создания на свободу. Вот утварь, сплетенная из лозы и демонстрирующая ловкость пальцев мастеров, а вот скульптуры, вырезанные из цельных кусков дерева и показывающие тонкость токарной работы. Одни произведения призваны являть красоту дерева как такового, другие прославляют искусность резчиков.

А какие только сюжеты не вдохновляют мастеров! С тончайшей, словно бы кружевной сказочной «Жар-птицей» соседствуют рослые, нарочито грубоватые фигуры работы Михаила БРЫЛУНОВА из посёлка Шабик Шалинского городского округа. Этот мастер тоже рассказывает сказки с помощью своего резца: его герои — домовые, лешие, банники, овинники и прочая симпатичная добродушная нечисть. Андрей ГОЛУБЦОВ из Перми погружается в историю Древней Руси, отдаёт дань славянской мифологии. Кажется, будто он каким-то образом прокатился в прошлое на машине времени и подглядел, как в точности должны были выглядеть идолы Перуна, Велеса и Стрибога — настолько достоверными, чуть ли не фотографически точными смотрятся его работы. Барельеф курганца Сергея ЛАПТЕВА «Зауральские страдания» — прямо-таки готовая частушка, только что её не слушать, а рассматривать надо. А задумчивые музыканты из «Пражской рапсодии» его земляка Василия СТАРОДУМОВА — это уже герои романсов.

Как обойдётся выставка резьбы по дереву без тех предметов, что в наших землях из дерева от века делались — туесов, сундуков, подносов? С какой удивительной фантазией они выполнены! Сергей ГРИГОРЬЕВ из Артёмовского представил для экспозиции множество уникальных ложек с фигурными ручками. Понятно, что эти ложки никто никогда не отважится использовать для еды: как можно хватать руками хитрых русалок, строгих воинов, могучих атлантов да мудрых колдунов. Особняком в его коллекции стоит предмет под названием «Ложка воспитательная» — увесистая штуковина длиной почти в метр.

Традиционный материал может служить для создания объектов современного искусства. Олег ОКАЛИН из Снежинска вырезал из дерева подвижные скульптуры в кубистическом духе. Дмитрий БОРОДИН, представляющий столицу Урала, дал своим монументальным раскрашенным абстрактным творениям не менее абстрактные, на философский лад настраивающие названия: яркая штуковина, похожая на русскую печку с крыльями, зовётся «Равноденствие», а объект, одновременно смахивающий на быка и на танк, получил грозное имя «Поверженный».

— А вот два скульптурных портрета Старика Букашкина, — показывает свои работы екатеринбуржец Юрий ВОЛОШИН. — Один из них разноцветный, но не потому, что я его красил. Разные слои дерева — разного цвета, я снимаю один за другим, чтобы добиться нужного колористического эффекта. Природа даёт нам не только материал для работы — она задаёт направление, в котором надо двигаться, чтобы максимально показать красоту и возможности дерева.

erid: erid: