Деньги, ангел, не судьба… » новости Екатеринбурга и УрФО

Деньги, ангел, не судьба…

14-09-2012, 08:00
Деньги, ангел, не судьба…
Фото:

Завтра, 15 сентября, Брянский театр драмы им. А. К. Толстого завершает свои первые гастроли в Екатеринбурге, на сцене нашего академического Театра драмы (пл. Октябрьская, 2). Здесь он начинал 5 сентября «Кречинским» и под занавес играет тот же спектакль.

Кречинский, parblеu!

Тётушка юной невесты Лиды Муромской очарована французским выражением в исполнении «жениха» Кречинского. Невдомёк этой новообращённой москвичке, что звучное «parbleu» означает просто «чёрт возьми!». И так на протяжении всего действия: неискушённая женская половина благородного семейства провинциалов Муромских принимает очередное эффектное «parbleu» за проявление истинного джентльменства, столичности, гарантии блестящего супружества Лидочки.

Знаменитый вальс Георгия СВИРИДОВА к пушкинской «Метели» — лейтмотив первого действия спектакля «Кречинский» в постановке Бориса ГРАЧЕВСКОГО. Тур за туром кружатся (каждый по роли, по характеру) герои Александра СУХОВО-КОБЫЛИНА в этой танцевальной презентации. Режиссёр отказался от первого слова в названии пьесы «Свадьба Кречинского»: ведь и свадьбы-то никакой не будет… «Сорвалось!» — воскликнет Кречинский в финальной сцене, забыв в отчаянии добавить любимое и вполне здесь уместное «parbleu». Не судьба стать миллионером.

А пока дамы в кринолинах, как опрокинутые изящные рюмочки, ожидают приглашения на очередной тур вальса от «фрачных» господ. И в круговерти возникает он, Кречинский. В исполнении Юрия КИСЕЛЁВА этот господин, чья жизнь — игра, а деньги — необходимое условие игры, производит двойственное впечатление. Не первой молодости, но вполне, вполне… Речист, мёртвого уговорит — недаром учился в университете. Тонкий психолог — оболтал в считанные минуты и облагодетельствовал породистым бычком недоверчивого, не разбирающегося в «пользе звона» Муромского (Иосиф КАМЫШЕВ). Однако этот тип — не поборник нравственности. Всё это прописано драматургом. Но в привычном, в общем-то, сценическом образе явственно проступает индивидуальное качество именно этого (брянского) Кречинского — опасное обаяние авантюриста. Вот уж с кем нескучно!

Тётушка Анна Антоновна (Светлана РЯЗАНЦЕВА) от небольшого ума и страстного желания «поставить дом со вкусом», как у городничихи в «Ревизоре», повелась на «схему» блестящего кавалера, которую Кречинский ей с готовностью «нарисовал». А вот для Лиды (Ксения ЛАНСКАЯ) главное — он сам, иной, новый, привлекательный, в отличие от деревенских знакомых. От «доброго малого» Нелькина (Олег ЧИГАНОВ) — небескорыстного искателя криминала в биографии соперника. Кречинский — опасная, но захватывающая новизна. Лида разглядела в нём некую интеллигентность, хоть и слова-то такого в те поры ещё не придумали. И она права. Этот Кречинский — скорее, предшественник Остапа Бендера, чем «родственник» Хлестакова и Чичикова. И опасен именно тем, что по-настоящему умён и «остаточно» интеллигентен. Последнее чувствует лишь влюблённая Лида. Скажи кто-нибудь это самому Кречинскому из Брянского спектакля — то-то бы удивился, да ещё рявкнул бы своё «parbleu».

Надоевший (до «parbleu») чудесный вальс во втором действии возникает лишь в развязке. Оригинальной, надо сказать. То, что Лида непременно выручит Кречинского из беды по тексту спектакля (не только пьесы), прочитывалось. Но вот то, что «кринолины» и «фраки» отвернутся не от Кречинского, а от его спасительницы — режиссёрское решение, парадоксальное и современное. Судьба Лидочки сломана. Однако заставлять Лиду заливаться безумным смехом на фоне злосчастного вальса, мне кажется, — перебор, как в картах, которые так любит Кречинский. Почти сцена сумасшествия Офелии. Но Кречинский-то, parbleu, — отнюдь не Гамлет. Даже с поправкой на заниженные критерии реального сегодняшнего бомонда.

В отсутствие чёрта

Современную комедию Виктора ШЕНДЕРОВИЧА «Два ангела, четыре человека» Юрий ИЛЬИН поставил в Брянской драме ещё в 2010 году. Спектакль — не трепетная дама в возрасте, и ему можно прямо сказать, что он выглядит на свои годы. Возможно, это злая судьба большинства злободневных репризных постановок. Они, как правило, быстро стареют на сцене. Может быть, спектакль требовал какого-то яркого режиссёрского хода, а не простого следования авторским ремаркам…

Небытовая (по сути) фантастическая история разыгрывается в бытовых декорациях «роскошной» квартиры некоего Ивана Андреевича Пашкина (Александр КУЛЬКИН). К нему является ангел (Владимир МУСАТОВ) и после краткой психологической атаки предлагает «присоединиться к большинству». По английской поговорке это значит стать покойником. Помереть, освободить жилплощадь, отдать дачу и деньги, которые нужны на грешной земле этому падшему, как выясняется, ангелу, низвергнутому с небес за богоборческие настроения.

Такой ангелок, при всём своём добродушии, — хуже чёрта. Чёрт не появляется, но посылает сигналы — телефон сигналит фрагментом из «Фауста» Шарля ГУНО: «Сатана там правит бал…» Его посланец — Ликвидатор (Анатолий АЛЕКСАНДРОВ), как и положено, с зазубренной косой и в «смертельном» гриме, но вполне милый старичок, словно только что с рыбалки. В конце концов, благообразная «смерть» плюёт на неразбериху с Иваном Андреевичем, с ангелом, который сильно перепил, с бригадой скорой помощи, реанимировавшей потенциального клиента. Не судьба. Присоединение к большинству откладывается. Иван и ангел человечно братаются: вовремя задумались о душе. Это никогда не рано и никогда не поздно. «Острая социальность» ушла, человеческая комедия осталась. И отсутствие инфернального персонажа, как и театральной новизны в спектакле, всё же не мешает публике время от времени смеяться.

erid: erid: